«Взамен политики», сочинение по произведению Тэффи

Рассказ Надежды Александровны Лохвицкой (Тэффи) был написан в 1906 году, спустя короткое время после революции 1905 года. Косвенно он передаёт идеи, рождённые этими событиями. Революция пронизывает не только общество, устои, но и человеческую сущность. Пронизывает, разрушая и громя старое, но не создавая при этом нового. Главный вопрос, который выведен конфликтом в рассказе, — вопрос «почему». Ответа на него читатель не получает.

В центре событий — семья капитана в отставке. Отец семейства представлен в самом начале и не в самом лестном виде — он состоялся, но слаб. Слабость проявляется в словах и мыслях, хотя представлена начальным описанием героя вполне — с обвисшими, словно мокрыми усами, озирающегося по сторонам. Семья его невелика — жена Софья, сын Пётр и дочь Александра. Сын капитана, Петька, — гимназист. Ему в произведении отведена значительная роль. Именно Петька принёс в дом безумную идею, которая заразила каждого, даже отца.

В рассказе присутствует ещё один человек — жилец. Вероятно, того же возраста, что и сам капитан. В произведении нет его точного описания, но образ проступает через повествование. И образ этот имеет своё особое значение.

Композиция рассказа проста: семья, обед, рассуждение о политике и детях, появление Петьки с его безумной идеей, невольное и постепенное увлечение идеей всего семейства. Идея же — это игра слов, разложение их на отдельные куски и главный вопрос — почему? Почему именно так, а не иначе? В 1906 году этот вопрос был крайне уместен.

В том, как игра слов была принята каждым персонажем, проявляются и они сами. Первой вступила в игру сестра, за ней проследовал жилец. Для отца семейства игра ещё остаётся чем-то несущественным, глупой выходкой. Петьку наказывают и выдворяют из-за стола. Но вот уже в игру вошла жена капитана… Игра растёт, она приобретает всё большие размеры и поглощает умы. Последним в неё вступает капитан. Создаётся ощущение, что делает он это против воли. Его поступок завершает рассказ, что символично — действие открывается и закрывается его персоной. Возможно, именно так выглядит герой того времени? Состоявшийся, но слабый.

Чтобы понять главную идею, стоит обратить внимание на самые первые слова, а именно — на посвящение. Не было бы его, идея стала бы туманной. Но посвящение есть, всего два слова — имя неординарного поэта-символиста того времени Константина Эрберга. Он был философом-идеалистом. Ему же принадлежит заслуга создателя нового понятия — иннормизма. Это непростое понятие, разрушающее нормы. В этом вся суть, главная идея произведения Тэффи. Капитан — глава семьи, состоявшийся человек, но он уязвим и слаб перед будущим. Почему «взамен политики»? И это объясняется игрой слов. В разговоре с жильцом капитан говорит о детях, о том, что они подражают взрослым и лезут в политику. По факту всё оказалось иначе — детям не нужна политика, больше их волнует «корень» проблем. Почему гимн-Азия, а не гимн-Африка? И вот уже взрослые подражают детям. Они отказываются от своей ответственности. Но отказываются от неё против воли, против нормы. Иннормизм! И здесь он становится нормой, утверждается. На смену старому приходит новое поколение, революционное. Ведь события развиваются в период волнений умов. Последние слова капитана в рассказе говорят о том, что политика коснётся даже тех, кто не хочет в ней участвовать. Нормы разрушены, и восстановить их не во власти человека. Он сдаётся, каким бы упорным не было его противостояние.

В рассказе Тэффи нет классических форм, это произведение яркого символического направления начала 20-го века. Сюжет говорит о новых реалиях, о силе молодого поколения (даже в слабости), о бессилии поколения прошлого, о разрушении устоев. И ещё — если вопрос был задан, его будут задавать до тех пор, пока не найдут ответ. Например, почему чертить, а не дьяволить? Финал остаётся наполовину открытым. Завершённость его только в одном — старое поколение шагнуло в будущее вслед за детьми. И произошло это вопреки политике, совсем незаметно.

По писателю: Тэффи