«Семь холмов – как семь колоколов!..», анализ стихотворения Цветаевой

Стихотворение «Семь холмов – как семь колоколов!..» было написано замечательной поэтессой Серебряного века Мариной Цветаевой. Произведение входило в цикл стихотворений о Москве, который был издан в 1916 году. Это время принято считать ранним периодом творческой деятельности Цветаевой. «Семь холмов – как семь колоколов!..» было создано в июле, а творения поэтессы, написанные тем летом в Александрове, впоследствии стали известны как самые счастливые и красочные стихи Марины Цветаевой. В сборнике «Стихи о Москве» сосредоточены лучшие воспоминания поэтессы о своём родном городе, столице России, и детских годах, проведённых в ней.

Анализируемое стихотворение не принято относить ни к одному из существующих литературных направлений, как и другие произведения Цветаевой. Независимая и свободолюбивая поэтесса никогда не привязывалась ни к одной из популярных школ поэзии, не пыталась подражать ни одному из поэтов своего времени или прошлого. Её собственный стиль не подлежит определению, загону в чёткие рамки. Жанр произведения – лирическое стихотворение с нотками оды, восхваления столицы нашей Родины.

Главная идея стихотворения – это признание в любви городу, в котором родилась и была счастлива поэтесса. Соответственно, основной темой всего произведения является Москва, расположенная на семи холмах – отсюда и происходит название стихотворения. Композиционно стих поделен на две части, в первой красочно описывается сам город, а во второй – его обитатели, простой городской люд. В конце произведения Цветаева иносказательно затрагивает тему религии и смерти. Думая о ней, она не может согласиться с покорностью православных людей собственной судьбе и просит ей «крепче заткнуть рот колокольной землёй московской».

Лирическая героиня Цветаевой обитает среди описанного во второй смысловой части стихотворения городского люда. Она не противопоставляет себя ему, а наоборот, отождествляет, несмотря на использование такого резкого описания, как «юродивый, воровской, хлыстовский». Лирическая героиня не может представить себя без московского народа и самого города, в котором она родилась в «червонный» день, то есть, в праздник. Произведение не имеет развивающегося сюжета в силу своей тематики: это скорее описание собственных воспоминаний, а не повествование.

При создании стихотворения Марина Цветаева использовала чередование мужской и женской рифмы – её любимый приём при плетении поэтической канвы произведений. Необычен размер «Семь холмов – как семь колоколов!..»: это акцентный стих, чисто тоническое стихосложение, основанное на равенстве числа ударений в строке. Данный размер широко употреблялся в народном творчестве, поэтому очевидно, что Цветаева выбрала именно этот способ стихосложения для того, чтобы приблизиться к образу описываемого московского люда. Строки стихотворения соединены между собой при помощи перекрестной рифмовки со схемой ABAB.

Для достоверного описания своей Родины и окружающих людей Марина Цветаева использует огромное многообразие средств художественной выразительности. Среди них такие тропы, как эпитеты («златоголовые», «юродивый», «жаркий», «колокольной»), сравнение («семь холмов – как семь колоколов»), лексическое повторение («сорок сороков»). Риторические восклицания («колокольное семихолмие!», «колокольной землей московскою!») придают стихотворению особенно торжественный, воспевающий оттенок, чего при создании и добивалась Цветаева.

Москва – это по-настоящему удивительный город. В стихотворении «Семь холмов – как семь колоколов!..» Марине Цветаевой удалось в полной мере воспеть его красоту и уникальность.

По произведению: 

По писателю: Цветаева Марина Ивановна