«Разговор», анализ стихотворения в прозе Тургенева

История создания

Стихотворение в прозе «Разговор» было написано в 1878 г. и напечатано в «Вестнике Европы» (1882, № 12). Эпиграф был заключён в кавычки, то есть имел вид цитаты. Но источник, из которого взят эпиграф, не обнаружен. Если этот источник - путеводитель по Швейцарским Альпам, то он должен быть очень старым, так как на Финстераангорн восхождение было совершено в 1810 г., а на Юнгфрау в 1811.

Тургенев видел горы Швейцарии задолго до написания стихотворения, в 1840 г. Романические вершины привлекали многих путешественников, ещё Карамзин описывал вид Юнгфрау лунной ночью, а эпиграф напоминает цитату из поэмы Байрона «Манфред». И тема разговора горных вершин, и тема путешествия на одну из вершин Альп уже реализовались в литературе (Лермонтов «Спор», А. де Мюссе «Юнгфрау»). Но Тургенев находит новую идею для того же самого предмета описания.

Литературное направление и жанр

По жанру стихотворение в прозе больше всего напоминает легенду или даже миф о человечестве, его возникновении и исчезновении. Трудно найти черты какого-либо направления в этом произведении (мифы и легенды не могут быть реалистичными по своей природе). И всё-таки это реализм, какой только может быть в лирическом произведении. Это не просто предвидение конечности человеческого бытия и смирение с ним, это оценка роли человечества и его следа на земле. «Разговор» - это как раз «старческое» восприятие мира, который остаётся молодым и сильным, вечным и нерушимым, даже когда сам ты слабеешь и готов из него исчезнуть.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой диалог двух горных вершин. С их точки зрения оцениваются человеческие деяния. Декорация на небе не меняется в течение всего разговора, занимающего многие тысячелетия. Вид земли меняется под влиянием человеческой деятельности и её прекращения.

Хотя в ходе разговора проходят тысячи лет, Тургенев описывает только зимнее небо и обледенелые скалы. Лето, весна, осень слишком наполнены жизнью, чтобы стать фоном к такому монументальному разговору. К тому же вершины гор всегда покрыты снегом и льдом. Они соприкасаются с вечностью, но зато никогда не видели жизни с её страстями, радостями и горестями!

Тема стихотворения – быстротечность и суетность жизни пред лицом вечности. Основная мысль: каждый отдельный человеческий мирок и даже жизнь всего человечества в целом – просто миг в сравнении с вечностью. Тургенев рассуждает о важности (вернее, неважности) человеческой жизни именно с помощью образов времени. Такая мысль высказывалась ещё в Библии, где жизнь человеческая уподобляется цвету на траве.

Тропы и образы

Разговор двух вершин – это метафора. Горы возвышаются над горной цепью, подобно двум великанам (метафора), как будто беседуют друг с другом. Тургенев пользуется двойной условностью: лирический герой воображает, как будто горы беседуют о людях, оценивая их бытие.

Пейзаж, фон беседы, Тургенев рисует с помощью эпитетов, выделяя четыре составляющих суровой природы: небо (бледно-зелёное, светлое, немое), мороз (сильный, жёсткий), снег (твёрдый, искристый) и скалистые глыбы, уступы (обледенелые, обветренные, крутые). Разговору сопутствует тишина. Да и сам разговор не очень громкий, скорее, мысленный. Тишина, неяркие цвета и холод – вот что ассоциируется у лирического героя с вечностью, с жизнью горных хребтов.

Такой жизни противопоставлена пестрота жизни человеческой. Цвета даны не как прилагательные, а как глаголы – недолгий и пёстрый процесс. Явления вокруг синеют, чернеют, сереют. Люди называются козявками и двуножками (с точки зрения горных вершин и, наверное, Бога).

Всё стихотворение в прозе строится на сопоставлении кратковременности человеческой жизни и монументальности вечности, что выражается в бессоюзном сравнении тысячи лет – одна минута. Это не просто относительность времени, но относительность разных жизней или жизненных позиций.

Безжизненность навсегда замолкшей земли горные вершины оценивают словом «хорошо». Снег и лёд, белое и чёрное – идеальный, с точки зрения горных вершин, мир уж очень напоминает дантовский ад. Не только время, но и любые ценности относительны. Лирический герой страшится вечности с её холодными (с его точи зрения) ценностями. В этом смысл стихотворения в прозе.

По произведению: 

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич