«Простота», анализ стихотворения в прозе Тургенева

История создания

Стихотворение в прозе Тургенева «Простота» было написано в июне 1981 г. и опубликовано только в 1929 г. по-французски. Это стихотворение нашёл в конце 1920 гг. профессор Мазон в бумагах Тургенева, которые хранились в документах наследников Полины Виардо. Всего профессор нашёл 31 стихотворение. Он упомянул о найденных стихотворениях в своей статье, напечатанной в 1927 г. в Праге, а опубликовал их в 1929 в переводе на французский Саломона в предисловии в парижском журнале «Revue des Deux Mondes». На русском языке эти стихотворения были напечатаны в 1929 г. в Париже. Они названы «новыми» и вышли вместе с французскими переводами Саломона отдельной книгой. Все «Стихотворения в прозе» вместе были опубликованы в 1930 г. на русском языке.

Стихотворение «Простота» не было отдано для публикации Стасюлевичу в числе 50 отобранных стихотворений. Из всех произведений, напечатанных в №12 «Вестника Европы», больше всего похоже на данное стихотворение в прозе «Русский язык», т.к. это тоже чистое рассуждение. Но стихотворение «Русский язык» обладает образной системой, в отличие от афоризма «Простота».

Литературное направление и жанр

Тургенев определил жанр этих небольших произведений как «стихотворения в прозе», но за этим скрывается разнообразие жанровой природы произведений, многие из которых имеют сюжет, другие бессюжетны, некоторые напоминают пейзажные зарисовки или жанровые сценки, другие – биографические очерки или философские эссе. Некоторые стихотворения в прозе похожи на афоризмы, среди этой категории стихотворение в прозе «Простота».

Современники определяли жанр этих произведений как «небольшие заметки в поэтической форме», мысли, чувства или настроения духа, которые могли бы стать основой более объёмных произведений. Очевидно, стихотворениями эти крошки были названы потому, что обращены к внутреннему миру их автора, даже если имеют развернутый эпический сюжет. Как и в любом лирическом произведении, предметом изображения становится лирический сюжет, то есть внутренний мир героя в его развитии.

Определять литературное направление, к которому относится данное произведение, - ошибка. «Простоту» вообще с трудом можно отнести к стилю художественному, а скорее к публицистическому. В основе этого афористичного стихотворения в прозе не столько образ, сколько логическое рассуждение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение «Простота» состоит из 5 предложений, но мысль, высказанная в нём, не только глубокая, но и дискуссионная. Произведение построено по законам риторического текста, по типу это рассуждение, имеющее структуру тезис – антитезис – синтез и заканчивающееся новым антитезисом, которому уже не найти возражения. Таким образом, утверждение Тургенева парадоксально и поэтому свежо.

Тургенев недаром не отдал в печать это стихотворение в прозе. Он стремился к большей лиричности и образности. При публикации профессор Мазон разместил это стихотворение между такими же афористичными произведениями «Фраза» (о страхе высказаться и неизбежности высказывания) и «Брамин» (о парадоксальном сочетании высокого и низкого в жизни человека). Таким образом, в ряд поставлены три парадоксальных рассуждения. Тема центрального – о разнице между простотой и смирением, о пользе того и другого в жизни человека. Основная мысль состоит в том, что любое достоинство становится началом недостатка, что нет совершенства в человеке.

Структура и смысл текста

Утверждения автора отталкиваются от двух фразеологизмов: «святая простота» и «простота хуже воровства». Первое предложение стихотворения в прозе утверждает первый фразеологизм. Этот тезис обращён к самой простоте или её носителю. Второе предложение – антитезис, утверждающий, что человеку не свойственно быть святым. Таким образом, простота как положительное качество отрицается. Третье и четвёртое предложения предлагают синтез – замену дискредитировавшей себя простоты смирением, которое попирает и побеждает гордыню (языковые метафоры). Автор переходит от народной мудрости к мудрости христианской, библейской. Но последнее предложение отрицает любую человеческую мудрость, показывая, что человек не может достичь совершенства. Это новое утверждение смирении, которое отрекается самоё себя.

Для выражения парадоксальной мысли Тургенев предпочитает неполные или бессоюзные предложения. Такие предложения характерны для эссе – рассуждений на философскую тему.

По произведению: 

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич