Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе Тургенева «Отцы и дети»

Многие писатели проводили своих героев через испытание любовью. Кого-то любовь ломала, кому-то давала крылья, для кого-то становилась спасением. Не стал исключением и Иван Сергеевич Тургенев. Практически все герои его романов нашли свою любовь, только вот не всегда чувства были взаимными.

Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров — нигилист. Это означает не только отрицание привычных взглядов на жизнь, но и некий цинизм в отношении всего, с чем сталкивается молодой человек. Например, к женщинам Базаров относится сугубо «физиологично»: это означает, что с ней непременно надо «добиться толку», остальное — «вздор и чепуха». Поэтому он отрицает романтику, чувства и все, что связано с понятием «любовь».

Встретив на балу молодую вдову, Анну Сергеевну Одинцову, он невольно смущается, отчего его цинизм еще больше усиливается. Он заявляет, что ее «богатое тело» украсит любой анатомический театр, «на других баб не похожа». Такая оценка коробит его молодого друга Аркадия Кирсанова. Отправившись к ней в гости, Базаров волнуется, отчего ведет себя развязно, желая переломить ситуацию в свою пользу. Анна Сергеевна замечает это волнение и успокаивает героя не только ровною и тихою приветливостью обращения, но и разнообразной и живой беседой.

Базаров, привыкший смотреть на женщин сверху вниз, встретив Одинцову, вдруг понимает, что может говорить с ней как с равною. Он готов полюбить только умную женщину, но не будет подчинять любовь никаким условиям. Истоки трагизма базаровской любви принято искать в характере Одинцовой: изнеженная барыня, аристократка, не способная откликнуться на чувство Базарова.

Однако Тургенев, подробно описав родителей Анны и Катерины, не менее подробно описывает и историю замужества старшей сестры, которая пожертвовала своей молодостью и красотой, выйдя замуж за человека намного старше себя, чтобы спасти младшую сестру и дать ей возможность построить свою судьбу, независимо от обстоятельств. В итоге так и случается: Катя выходит замуж по любви, создав с Аркадием настоящую семью. Старшей Анне в ее неполные 29 лет приходится довольствоваться ролью дуэньи при молодых.

Отсюда такое почтительное и благоговейное отношение автора к своей героине. У него она воплощает истинный идеал женской красоты: она царственно прекрасная, сдержанно страстная, в ней проявляется типичная русская величавость, что не мог не отметить Базаров. Ее красота требует к себе почтения, она своенравна и неуступчива.

Базаров утверждает, что ей хочется полюбить, но полюбить она не может. Изрядная доля правды в этом есть: отдав свою молодость старику, она едва его выносила. Очевидно, что Одинцова до сих пор не успела испытать душевного трепета любовных переживаний, накала страстей, ей не удалось полюбить. Недаром в описании портрета героини автор неоднократно подчеркивает одну и ту же деталь: «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза», «спокойствие ее передалось Аркадию», и при новой встрече она «оставалась совершенно спокойною».

Намеренное повторение слова «спокойный» подчеркивает отсутствие душевных волнений: не успела героиня их испытать ни до замужества, оказавшись после получения блестящего воспитания в деревенской глуши, ни за шесть лет семейной жизни с человеком, годящимся ей в отцы. Внешняя невозмутимость казалась многим обманчивой: о ней говорили, что она «прошла огонь и воду» и что она «ой-ой-ой». Возможно, именно эти нелепые слухи вызвали у Базарова интерес, ведь в тихом омуте черти водятся, а за внешней холодностью может скрываться страсть. Он даже пытается сравнить ее с мороженым, вкус которого как раз скрывает холод.

Вспыхнувший взаимный интерес друг к другу очень быстро перерастает в сильное чувство со стороны Евгения. Совместные прогулки, неспешные беседы на разные темы вызвали у героя чувства, прежде им не испытанные. Если раньше он легко добивался близости с женщиной, то теперь понимал, что с Одинцовой «толку не выйдет», но отказаться от нее не мог, потому что «сознавал романтика в самом себе».

В итоге признание в любви обернулось крахом: Анна Сергеевна не смогла ответить на признание, ведь для нее «спокойствие все-таки лучше всего на свете». Но не может полюбить она не только потому, что она аристократка, не только потому, что после своего замужества «получила тайное отвращение ко всем мужчинам», но и потому, что нигилист Базаров, полюбив, боится любви и даже бежит от нее.

В момент любовного признания молодую женщину охватывает «непонятный испуг», который вполне оправдан. Сложно провести грань между признанием в любви и ненавистью по отношению к любимой. В нем «билась страсть, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу», — так описал Тургенев чувство своего героя. Разве не должно напугать женщину такое проявление любви? И Одинцова испугалась: она не привыкла к такому натиску и отшатнулась от героя.

Образ Анны Сергеевны Одинцовой помогает читателю более глубоко понять характер главного героя романа «Отцы и дети». Базаров смог на какое-то время снять маску нигилизма и показать глубину своей души, рожденной все-таки для любви. Уроки любви вызвали тяжелые последствия в судьбе героя, а итогом стала смерть. Одинцова же, простившись с мужчиной, который ее полюбил по-настоящему, в ироничной оценке автора, вышла замуж «не по любви, но по убеждению».

По произведению: 

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич