«Часы», анализ рассказа Тургенева

История создания

Рассказ «Часы» был написан Тургеневым в 1875 г. в Париже и напечатан в «Вестнике Европы» № 1 за 1876 г. Тургенев писал рассказ в общей сложности больше года. Он начал в Спасском, затем уехал в Москву, Петербург и за границу.

Литературное направление и жанр

Реалистический рассказ «Часы» по времени действия и количеству действующих лиц близок к повести, но в нём одна сюжетная линия, что даёт возможность определить его жанровую принадлежность. В нём сильно социально-психологическое звучание.

Проблематика

Основная проблема – бунт мелкого чиновника, «маленького человека», против нравственной нечистоты, обмана. Тургенев показывает последствия этого бунта - нищету, болезни, смерть, болезнь ребёнка.

Поднимаются социальные проблемы, связанные с нравами и бытом мелкого служилого люда: стряпчих, фабричных, солдат...

Исследуется проблема становления личности и факторы, влияющие на неё.

Герои рассказа

Алексей и Давыд

Рассказчик Алексей и его двоюродный брат Давыд обладают противоположными чертами характера. Алексей слаб и малодушен. Давыд собран, цельная натура, решительный и сильный. Тургенев показывает истоки и психологию формирования характера. Семья Алексея духовно ограничена, отец его живёт хоть и мелким, но обманом, поговаривают, что он рассказал о запретном образе мыслей или делах брата Егора. В такой среде даже лучшие побуждения Алексея остаются жалкими и половинчатыми (как двойное дарение часов с их возвращением назад). Читатель понимает, что Алексей не будет сильной личностью.

Давыд – настоящий сын своего сосланного за убеждения в Сибирь отца. Он решителен и деятелен, не выносит насилия, знает, какие поступки хороши, а какие плохи. Давыд сдержан и молчалив, но Алексей подчинён ему.

Нравственные силы героев Тургенев всегда проверяет в любви. Любовь Давыда деятельная, он во всём помогает любимой: хлопочет о похоронах матери Раи, даёт деньги на лекарство для маленькой Любы. Давыд не позволяет дяде оскорблять Раю, вступает с ним в прямой конфликт.

Алексея уничтожила разлука с двоюродным братом, он словно осиротел, на время потерял опору в жизни и охоту к ней. Очевидно, дальнейшая его жизнь – спокойная жизнь обывателя. В старости, глядя на часы, Алексей тоскует о той упущенной возможности, которая у него появилась бы, если бы он вырвался из своей среды.

Жизнь Давыда – это жизнь победителя и героя, погибшего в Бородинской битве. Его цель – достичь всего, что задумал. Судьба Раи неизвестна, как будто её жизнь растворилась в жизни мужа.

Раиса

Тургенев подчёркивает детали портрета Раисы. Руки её тонкие, проворные и ловкие, глаза умные карие. Алексей узнаёт Раису издали по походке, лёгкой, упругой, «с маленьким подпрыгом на каждом шагу». Раиса грациозна и женственна. Всё, что она делала, выходило красиво и трогательно.

Раиса духовно сильна, в ней чувствуется внутреннее достоинство. Она с удивительной стойкостью переносит обрушившиеся на неё несчастья, на скудные доходы от её рукоделия семья существует. Алексей удивляется, слушая взрослые разговоры Давыда с Раей, что им всего 16-17 лет.

Внезапное окаменение и онемение Раи, уверенной в смерти Давыда, свидетельствует, что сил ей придаёт именно любовь.

Братья Егор и Порфирий

Порфирий стряпчий, его цель – жить хорошо. Спасённого Давыда он попрекает тем, что он затратил имущество (выбросил часы), ввёл в убытки (нужно было заплатить спасителю). С одной стороны, он любит жизнь спокойную и размеренную, не выходящую за рамки общепринятых норм. С другой – он рискует, проворачивает не совсем честные дела.

Порфирий заботится о сохранении внешнего благочестия. Когда Давыд сообщает, что Рая – его невеста, Порфирий упрекает его в том, что он потерял всякое приличие, а Раю в том, что она забыла стыд и самую честь.

Егор как раз очень доволен сыном и его выбором, замечает, что Рая будет хорошей хозяйкой. Вернувшись, он не упрекал брата, не просто пренебрегал, а брезговал им. Как и Давыд, он не оглядывается на общественное мнение, увозит с собой Раю и её сестру. Он щедр, даёт деньги на похороны и одаривает спасителя Давыда.

Пульхерия Петровна

Тётка Алексея изображается как ограниченная старая дева, цель жизни которой – соблюдение общественных правил и норм. Каждый, кто их нарушает, становится врагом. Раю она называет негодницей и потаскушкой.

Латкин

Латкин вздумал бунтовать против сложившейся системы общественных отношений, рассказав доверителю о своём собственном обмане. Этот бунт «маленького», но честного человека приводит к несчастьям и гибели. Латкин и сам воспринимает смерть и болезни в семье как наказание за свой поступок, который объективно достоин уважения, но порицается обществом. Алексей говорит, что его отец легко прощал крёстному, когда тот перебивал у него клиентов (то есть обман и махинации), но поступка Латкина простить не мог.

Тургенев наделяет Латкина способностью путать слова. Таким образом он получает статус блаженного, чьими словами говорит Господь. Внятные слова Латкина «вместе крали», обращённые к Порфирию, воспринимаются им как осуждение Божье и побуждают молиться с Латкиным и простить его.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 26 пронумерованных главок. Рассказчик, старик Алексей, в 1850 г. вспоминает о событиях юности, случившихся в 1801 г. В последней главке старик снова возвращается в настоящее.

Весь сюжет связан с подаренными Алексею крёстным часами, которые герои даже называют заколдованными, потому что они проявляют неожиданные, часто худшие или скрытые качества их характеров.

В рассказе Тургенев использует приём ретроспекции, описывая события, предшествующие рассказу с часами: ссору с Латкиным и его несчастья, историю отношений братьев с Черногубкой.

Кульминация рассказа – уничтожение злополучных часов и несчастье с Давыдом, которое продолжает действовать на героев, как часы, и проявляет худшие качества отца Алексея и тётки, лучшие качества Латкина и истинную любовь Раи и Давыда

Особенности стиля

Тургенев долго и тщательно прописывал каждую психологическую деталь, например, помахивающую кнутиком Любу, не понимающую несчастья, случившегося с Давыдом.

Тургенев не даёт подробных портретных характеристик героев (кроме Раи), но подчёркивает характерные детали внешности или личности: крёстный «пухлый, круглый», похож на лису; отец гневлив, но отходчив; у Любы огромные удивлённые глаза, у Раи родинка на верхней губе и милое прозвище Черногубка.

Образ серебряных часов луковицей с розаном становится символом пролетевшей жизни, упущенных возможностей, тоски по молодости.

По произведению: 

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич