«За далью – даль», краткое содержание поэмы Твардовского по главам

Лирический герой поэмы, написанной от первого лица, отправляется в путешествие по России. Начальная точка – Москва. Ему предстоит долгая дорога – сначала до Волги, потом – в Заволжье, Предуралье, на Урал, в Зауралье, на Байкал, в Забайкалье, на Дальний Восток. В предисловии он вспоминает о страшном испытании, выпавшем на долю нашей страны. Речь идет о Великой Отечественной войне.

В дороге

Перед читателями предстают рассуждения лирического героя о труде поэта. В самом начале творческого пути поэт, который пока не успел приобрести известность, «творит свой подвиг» одиноко. Он может быть больным, старым или уставшим, но все равно остается счастливым. Даже если после дебюта его ругают, поэт не отчаивается и продолжает писать. Не критики ему страшны, и не жена, сетующая на бытовые проблемы. Самое страшное для него – потерять творческий запал. Для лирического героя дорога как спасение. По его словам, она хоть трясет и бьет, но в то же время лечит, хоть и старит, но вместе с тем и молодит.

Семь тысяч рек

Сквозь сон лирический герой слышит, что кто-то заговорил о Волге. Он встает, а весь вагон уже на ногах. Люди теснятся в коридоре, толпятся у окон, чтобы посмотреть на великую реку, которая очень много значит для русского человека. Лирический герой, конечно, тоже хочет взглянуть на нее. Вместе с майором, который едет с ним в одном купе, он припадает к стеклу. Наконец, поезд проезжает Волгу.

Две кузницы

Лирический герой рассказывает о детстве. Он рос при кузнице, стоявшей в Загорье. Жизнь семьи, по его словам, была бедной, так как заказчики в той стороне – гости редкие. Мужики ходили к кузнецу «раз в десять лет» и только когда совсем не оставалось другого выхода. При этом рассказчик гордился отцом и понимал, что его труд в большой чести. Впоследствии жизнь занесла лирического героя на Урал. Этот регион он называет «опорным краем державы», «ее добытчиком и кузнецом». И там рассказчик чувствовал себя как дома.

Две дали

Лирический герой проезжает через Сибирь и вновь предается воспоминаниям о прошлом, точнее, об «отчем доме смоленском». На этот раз в центре внимания оказывается его «первый город деревенский», который для него в «ребячью пору» даже не имел названия. Также он вспоминает «запах первой книжки», «самый вкус карандаша». Рассказчик радуется, что ему посчастливилось родиться в простой семье, а не быть «чудом особой, избранной судьбы».

Литературный разговор

Рассказчик находится в пути уже третьи сутки, при этом успев проехать едва ли треть пути. Он отмечает, насколько важно в дороге сжиться с людьми. Среди его новых знакомцев и полузнакомцев – «старичок научный», моряк в «хрустящем кителе», «лысый творческий работник». Кроме того, лирический герой рисует портрет читателя, который любит иметь личный контакт с писателем и не стесняется призывать его к ответу за то, что он что-то не отразил или чего-то не учел. Рассказчику народную критику слышать не только не обидно, а даже радостно. Также лирический герой не забывает упомянуть редактора, которого в финале главы фактически сравнивает с нечистой силой.

Огни Сибири

Повествователь рассуждает о Сибири – «могучем крае всемирной славы», «заводе и житнице державы», «ее [державы] руднике и арсенале».

С самим собой

Лирический герой рассказывает читателям о том, что в зрелом возрасте, как и в юности, сумел остаться «охотником до разговоров молодых». Ему нравится «решать вопросы мировые», причем хоть до утра. Повествователь отмечает, что с годами не стал важнее, что не вышел еще «живучей юности запал», что жизнь его не обделила и не обошла добром. Кроме того, рассказчик считает, что сделанное им – лишь малая доля того, чего он должен людям.

Друг детства

Повествователь делится историей своего старого друга, с которым он вместе пас скотину в поле, палил костры в залесье, учился в школе и состоял в комсомоле. До поры сверстники всюду были вместе, но со временем жизнь их развела. Они случайно встретились на перроне после того, как не виделись целых семнадцать лет. Выясняется, что друг рассказчика – бывший заключенный. По-видимому, арестовали его несправедливо, и лирический герой пытается понять, чья в том вина.

Фронт и тыл

Несмотря на то, что война давно закончилась, горькая память о ней еще жива. Поэтому регулярно возникают споры на тему сопоставления фронта и тыла: в разных местах и при различных обстоятельствах. Вот и поезд «Москва-Владивосток», в котором едет рассказчик, не минула эта участь. Спор шел долго – три-четыре, а то и вовсе пять дней. Попутчики обсуждали не что важней, а где трудней. В итоге они сделали простой вывод, «что легче – вовсе без войны». Что касается повествователя, то ему кажется, что тыл и фронт – это родные братья. И совершенно не важно, кто из них младше, а кто старше и главней.

Москва в пути

Лирический герой сравнивает вагонный быт с бытом в коммунальной квартире, а пассажиров – с ее жильцами. В центре его внимания оказываются молодожены, которые сначала заняты только друг другом, но впоследствии втягиваются в общий разговор. Муж, который явно главный в паре, говорит, что они сами вызвались уехать из Москвы в глушь, хотя руководящая родня могла пристроить его на хорошее место поближе. Но ему стыдно пользоваться положением. Жена же заметила: «Где мы с тобой, там и Москва». Когда супруги вышли на своей остановке, весь вагон желал им добра.

На Ангаре

Рассказчик вспоминает, как был свидетелем грандиозной стройки. Речь идет о возведении плотины на Ангаре. Лирический герой воспевает труд сибиряков – народа хоть и сборного, но зато отборного. Сибиряками все эти люди звались охотно, невзирая на имеющиеся различия в языках, разрезе глаз и складе лиц. Они разные, но смогли сравняться, будучи членами одной трудовой семьи. В работе для них важно было не только заработать денег и получить славу, но и показать класс.

К концу дороги

Для «чуждого мира» слова Москва и Сибирь «звучали именем страны». Почти полвека заграницей думали, что Советскому Союзу вряд ли удастся осилить разруху, догнать зарубежных коллег в научном плане и так далее. Вторая мировая война показала, как сильно ошибались критики СССР. Наконец, лирический герой прибывает в конечную точку своего путешествия. Во Владивостоке он снимает шляпу перед Тихим океаном и передает поклон от Москвы, Волги-матушки, батюшки-Урала, Байкала, Ангары и всей Сибири.

Так это было

Рассказчик рассуждает о роли Сталина в судьбе страны. Четверть века имя вождя народов звучало в одном ряду со словом Родина, а у «людей глубокой веры» имело «имя божества». Он «все в мире ведал самолично» и будто бог всем заведовал. Его звали отцом, чье слово или «только брови малый знак» представляло собой закон. По мнению лирического героя, народ обязан Сталину победой в Великой Отечественной войне в той же степени, что Сталин обязан ею народу. Кроме того, повествователь вспоминает похороны вождя и как жилось после его кончины.

До новой дали

Лирический герой признается, что в поэме всего два героя – он сам и читатель. При этом читателя он называет своей опорой, другом, высшим судьей, наставником строгим и отцом, но в то же время льстецом неосторожным, «вредным, к случаю, квасцом», «крайним слабостям потатчиком» и так далее. В финале повествователь прощается с читателем «до новой встречи» и «до новой дали».

По писателю: Твардовский Александр Трифонович