«За далью – даль», анализ поэмы Твардовского

В автобиографии Твардовский называет поэму «За далью – даль» книгой, тем самым подчеркивая ее жанровое своеобразие. Произведение создавалось долго. Его принято датировать 1950-60 годами. На самом деле Твардовский начал работать над ним в 1949 году, а закончил лишь в 1961 году. При этом окончательный вариант увидел свет гораздо позже – в 1967 году. В ходе работы Твардовский не только дополнял поэму, но и регулярно вносил в нее серьезные изменения. И это вполне объяснимо – за более чем десять лет поменялась и жизнь народа, и взгляды автора.

Твардовский хотел описать богатство бескрайних российских просторов еще в 1930-х годах. Изначально предполагалось, что в поэме «Страна Муравия» будет две части. Во второй поэт хотел изобразить путешествие Никиты Моргунка по всей России. В 1948 году Твардовский впервые поехал на Урал и в Сибирь. Вскоре он вновь отправился в Сибирь, а также посетил Дальний Восток. Не в последнюю очередь именно эти поездки помогли ему, наконец, взяться за перо. Позже поэт еще побывал на нескольких грандиозных советских стройках, что тоже нашло отражение в произведении.

«За далью – даль» считается главным творческим достижением Твардовского периода 1950-х годов. Главы поэмы он в свое время присылал Хрущеву, и тот высоко их оценил, что автоматически давало пропуск в печать. Как самостоятельное произведение книгу впервые выпустило издательство «Советский писатель». Оформил ее мастер иллюстрации С. Б. Телингатер. В 1961 году поэма удостоилась Ленинской премией. По сей день «За далью – даль» остается самым популярным после «Василия Теркина» произведением Твардовского.

До сих пор среди литературоведов не сложилось единого мнения по поводу жанровой характеристики произведения. Б. М. Сарнов называл его «лирическим рассказом», А. М. Турков считал «лирическим дневником», П. С. Выходцев называл «поэтическим эпосом». И это далеко не все имеющиеся определения. Сам Твардовский изначально публиковал «За далью – даль» с пометкой «из путевого дневника». Поэма состоит из пятнадцати глав, при этом в ней нет «ни завязки, ни развязки», ни сюжета в традиционном смысле. Перед читателями предстают путевые картины, воспоминания, впечатления, рассуждения человека, который едет на поезде из Москвы во Владивосток.

Авторское «я» в произведении – это «я» именно автора, выступающего сразу в трех ипостасях: рассказчик, лирический герой и персонаж. В ряде глав поэмы Твардовский делится подробностями собственной жизни. В частности, рассказывает о репрессированном друге, вспоминает детство в Загорье и отцовскую кузницу. Вместе с тем «За далью – даль» представляет собой широкое эпическое полотно. Твардовский изображает родные пейзажи, отдавая предпочтение укрупненным образам, называя, например, Урал батюшкой.

Народ в поэме персонифицирован. Целый ряд персонажей упоминается лишь вскользь, среди них – моряк, одетый в «хрустящий китель», «врач солидных лет», «щеголь с усами». В одной из глав Твардовский сравнивает поездной быт с бытом коммунальной квартиры, а пассажиров – с жильцами. На личностях некоторых из них поэт останавливается подробнее. Например, довольно много места посвящено молодоженам, которые решили уехать жить из Москвы в глушь, хотя у супруга была возможность благодаря влиятельным родственникам занять теплое местечко.

Героические характеры автор находит на масштабной стройке, описанной в главе «На Ангаре». Здесь Твардовский воспевает трудовой подвиг сибиряков – народа хоть «сборного», зато «отборного», который работает главным образом для того, чтобы показать класс, а не за деньги или за славу.

Особого внимания заслуживает глава «Так это было», посвященная деятельности И. В. Сталина. О ней Твардовский говорил литературному критику В. Я. Лакшину: «Мне важно было написать это… Я должен был освободиться от того времени, когда сам исповедовал натуральный культ». Семью Твардовского раскулачили в начале 1930-х годов, и ему пришлось формально отречься от нее. Будучи правоверным коммунистом, он убедил себя, что власти поступили правильно. В главе «Так это было» Твардовский вроде бы критикует Сталина, но делает это очень несмело. На одну чашу весов поэт кладет материальные и военные достижения, на другую – нравственные преступления. И первые едва ли не перевешивают вторые. Вместе с тем партия остается непогрешимой и мудрой. Вот только возникает вопрос: а как она допустила все то плохое, что случилось за годы сталинского правления? Твардовский на него предпочитает не отвечать. Ему вообще не хочется искать виноватых, и всю ответственность он берет на себя, что благородно, но с точки зрения осмысления истории не очень-то полезно.

По писателю: Твардовский Александр Трифонович