«Приключения Гекльберри Финна», анализ романа Марка Твена

«Приключения Гекльберри Финна» - роман американского писателя Марка Твена, продолжение книги «Приключения Тома Сойера», вышедшей в 1876 году. Твен работал над произведением около десяти лет. Впервые «Приключения Гекльберри Финна» были опубликованы в 1884 году в Великобритании. В 1885 году публичная библиотека Конкорда (штат Массачусетс) назвала роман «мусором, пригодным только для трущоб» и запретила. Твен отнесся к этому с иронией, написав своему издателю, что благодаря решению библиотеки удастся продать «еще 25 тысяч копий книги».

В середине XX века Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения обнаружила у романа расистские стороны и потребовала, чтобы «Приключения Гекльберри Финна» изъяли из нью-йоркских средних школ. Впоследствии у книги еще не раз возникали проблемы из-за якобы расистских высказываний.

Особенности языка произведения

Повествование ведется от лица Гекльберри Финна – малообразованного парнишки, который говорит на юго-западном диалекте. Роман написан колоритным народным языком, используются негритянские диалектизмы, просторечные выражения, сленг. Марк Твен решился на смелое обновление литературного языка. Не в последнюю очередь именно благодаря этому его «Приключения Гекльберри Финна» сыграли важнейшую роль в истории американской литературы. Недаром Эрнест Хемингуэй написал об этом романе: «Вся американская литература вышла из одной книги — “Гекльберри Финна” Марка Твена».

Основные персонажи романа

Главным героем книги Марк Твен сделал Гекльберри Финна – мальчишку-бродягу, относящегося к низшим слоям населения. Он сбегает из города Санкт-Петербурга от вдовы Дуглас, приютившей его. Ему претит жизнь, в которой нужно соблюдать огромное количество правил. Потом Гек сбегает от своего пьяницы-отца, часто проявляющего жестокость по отношению к ребенку. Встречая беглого негра Джима, он отправляется с ним в путешествие, во время которого переживает множество приключений. На страницах романа раскрывается борьба противоречивых тенденций в душе Гека. С одной стороны – мальчику не чуждо традиционное для Юга США отношение к рабству. С другой – во имя добра, дружбы с негром Джимом он готов пожертвовать многим. Гекльберри согласен даже гореть в аду – это для него не пустые слова. Гек искренне верит в существование преисподней.

Второй положительный персонаж романа – негр Джим, сбежавший от своей хозяйки мисс Уотсон, потому что та хотела его продать. Джим предстает перед читателями человеком с большим сердцем и благородной душой. Он предан Геку, но не как хозяину, а как другу. Джим мечтает о свободе, но готов пожертвовать своей мечтой ради Гека и его товарища Тома Сойера. Когда Тома ранят в ногу, Джим решает дождаться доктора, рискуя вновь попасть в рабство.

У Гека и Джима есть одна очень важная общая черта. Оба они отличаются естественным мироощущением. Эти персонажи изображены на страницах книги такими, какими их создала природа.

Композиция

Марк Твен проводит Гекльберри Финна через череду испытаний, которые даются по нарастающей, то есть по мере развития событий книги законы цивилизации все больше вторгаются в естественную жизнь Гека и негра Джима.

Первая часть – период идиллии. Гек и Джим плывут на плоту. Их жизнь на лоне природы вдалеке от цивилизации можно назвать идеальной. Во второй части Гекльберри приходится всеми силами беречь негра Джима от столкновения с цивилизацией. Опасен становится любой добропорядочный американец, но наибольшую опасность представляет пара мошенников – король и герцог. В этой части ярко показана борьба в душе Гека, о которой говорилось выше. Переломный момент – эпизод, когда Гекльберри и Джим потеряли друг друга в тумане. После того, как опасность миновала, мальчик решает разыграть доверчивого негра. Джим же проявляет трогательную заботу о своем друге: «А когда Джим проснулся и увидел Гека целым и невредимым, горячие слёзы потекли у него из глаз, и Джим хотел целовать твои ноги, так Джим был счастлив и рад. А ты, Гек, только и думал о том, как бы насмеяться над бедным старым Джимом, одурачить его, обмануть!». Геку становится стыдно, и он находит в себе силы попросить у Джима прощения.

В третьей части книги нравственная позиция Гекльберри четко обозначена. Он показан смелым мальчиком, который с особой находчивостью спасает негра Джима. При этом Гек не чурается использовать любые методы для достижения цели. В его противоречивом характере человечность сочетается с практицизмом. Гекльберри добр от природы, он жалеет даже жестоких бандитов, оставшихся на тонущем корабле. Несмотря на это, добрые люди для Гека – чудаки, которыми с удовольствием пользуются разного рода мошенники.

Ключевые темы

Марк Твен выступал против расизма, что нашло отражение на страницах «Приключений Гекльберри Финна». Примечательны строки из письма Твена, датированного 1901 годом, то есть написанного спустя много лет после выхода романа: «Одна из моих теорий состоит в том, что сердца людей одинаковы на всем свете, независимо от цвета кожи». В «Приключениях Гекльберри Финна» Марк Твен ратует за права и Гека, и негра Джима. Кроме того, писатель явно восхищается их добрыми сердцами.

Пользуясь разными художественными средствами, комбинируя трагические и комические эпизоды, Твен доказывает, что негры – такие же люди, как и белые. Они способны так же сильно любить свои семьи, так же преданно дружить, так же не терять надежду на лучшее. Естественно, среди чернокожих, как и среди белых, встречаются плохие люди. Яркий пример – негр, который обманул других негров, якобы открыв банк.

Еще одна важнейшая тема в романе – тема свободы. О свободе мечтает Джим, к ней он стремится всеми силами. Неукротимое свободолюбие заложено и в характере Гекльберри Финна. Марк Твен в романе отстаивает право на свободу для всех – в независимости от положения в обществе и цвета кожи.

По писателю: Твен Марк