«Где-то в поле возле Магадана», анализ стихотворения Заболоцкого

История создания

Стихотворение «Где-то в поле возле Магадана» написано в 1956 г, его герои – политические заключённые. Стихотворение впервые опубликовано уже после смерти поэта в альманахе «День поэзии» в 1962 г. В 1938 г. Заболоцкий был арестован и обвинён в антисоветской пропаганде. Поэт отбывал срок в Комсомольске-на-Амуре, на Алтае. После освобождения в 1944 г. жил в Караганде, а с 1946 в Москве.

Действие стихотворения перенесено на Колыму, возле Магадана.

Жанр стихотворения

Стихотворение, написанное в начале хрущёвской «оттепели», относится к гражданской лирике. Оно имеет эпический сюжет, но это чистая лирика, где жанровая сценка служит раскрытию внутреннего мира героев.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения: смерть невинно заключённых – единственный путь к освобождению.

Основная мысль: освобождение узников через смерть делает их причастными к великой мистерии вселенной, мучениками.

Стихотворение имеет эпический сюжет: двое заключённых получают наряд в город за мукой. Читатель ни секунды не сомневается, что они осуждены невинно. Открывая внутренний мир «несчастных русских стариков», Заболоцкий вызывает у читателя сочувствие, побуждает его ассоциировать себя с героями.

Старики замерзают в холодной степи, так «освобождаясь» от несправедливых обвинений и невыносимой жизни.

Стихотворение состоит из 9 катренов. Первых 2 рассказывают о причинах, по которым «они», которые ещё не названы, оказались в поле возле Магадана вместе с конями и розвальнями (деревянными санями). Они пошли в нелёгкий путь в город за мукой, убегая от конвоиров и «бандитов шайки воровской».

Следующие две строфы раскрывают личности заключённых, их портреты, мысли, чаяния.

В пятой и шестой строфах описаны равнодушная вселенная, природа, целый космос, которым нет дела до свершаемого на земле. Седьмая и восьмая строфы описывают смерть путников и их ощущения при этом. Девятая строфа – восхваление символического освобождения невинно обвинённых.

Тропы и образы

Герои стихотворения противопоставлены всему миру. Они отвержены человеческим обществом, отторгнуты и стерегущими их солдатами с лужёными глотками (языковая метафора), и настоящими уголовниками. Природа и общество – враждебная среда для попавших сюда случайно людей, которые находятся «посреди опасностей и бед» (метафора).

Природа на земле несёт гибель в «испареньях мёрзлого тумана» (эпитет). Жизнь заключена в природе «над ними», в небе. Эта жизнь движется своею чередой (метафора). Она прекрасна, это «дивная мистерия вселенной» (метафора), которая идёт в «театре северных светил» (метафора).

Светила, символы свободы, не интересуются жизнью людей. В стихотворении они наделены качествами античных божеств, которые с высоты взирали на людей или отворачивались от них. Так и звёзды в стихотворении «не смотрели больше на людей» (олицетворение).

В пользу греческих корней образа говорит и упоминание о мистерии, театре, чей «проникновенный огонь» не доходит до людей (метафора). Древнегреческие мистерии предполагали таинство, посвящение какому-либо божеству. Непосвящённые были отторгнуты от действа.

Антитеза небесного, божественного, прекрасного и земного, бренного, безысходного лежит в основе стихотворения. Смерть – переход людей из состояния земного бытия в небесное небытие. Вьюга, мешающая при жизни наблюдать небесную мистерию, после смерти уступит место созвездиям, которые станут над головой у умерших. Эти звёзды станут истинным воплощением свободы, символом которой называет их лирический герой.

В последней строфе анафора, начинающаяся с двух отрицаний («не нагонит охрана, не настигнет конвой») переходит в кульминацию (смерть, символизирующую освобождение).

В стихотворении подробно для лирического жанра прописаны образы героев. Их одежда – бушлаты – условная форма заключённых. Усталость не только согнула их тела, но и снедает их души (олицетворение). Жизнь настолько несчастлива, невозможна, что «душа у них перегорела» (метафора потери смысла жизни). Автор прямо называет людей несчастными (эпитет).

Не может смириться со своей судьбой человек, живущий «вдалеке от близких и родных». Единственное дело для его души – вспоминать и томиться издалека о родимых хатах (эпитет).

Старики садятся на мёрзлые пеньки, не глядя друг на друга. Они готовы к встрече со смертью, общение помешало бы, всё им понятно без слов.

Седьмая и восьмая строфы противопоставлены предыдущим по принципу движение – остановка. Природа находится в движении. Вьюга посвистывает, заметает, а старики неподвижны. Все их «смертные дела» доделались, работа кончилась, кони стали.

В средневековых мистериях на библейские темы мог появляться проводник, ведший героя через все «опасности и беды», как Вергилий вёл Данте через все круги ада, а Беатриче - в рай. Таким проводником для героев стала дремота, которая, рыдая, повела их в дальний край (олицетворение и символический переход в лучшую вечную жизнь).

Таким образом, остановка стариков в пространстве становится остановкой во времени. В последней строфе движение присуще суетливому несовершенному обществу людей, а остановившиеся над головой героев вечные созвездья статичны. Герои становятся причастными к мистерии (таинству) вселенной, над ними не властна жизнь земная.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным хореем с пиррихиями.

Такой размер приближает речь к разговорной, делает повествование эпичным. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По произведению: 

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич