«Можжевеловый куст», анализ стихотворения Заболоцкого

История создания

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано Заболоцким в 1957 г., за год до смерти, и вошло в цикл «Последняя любовь». Оно было напечатано в последнем, четвёртом прижизненном сборнике стихов поэта, изданном в 1957 г.

Поэт женился в 27 лет на Екатерине Васильевне Клыковой, с которой воспитал двух детей. Жена вместе с детьми поехала вслед за мужем в ссылку, окружала его заботой и вниманием, не требуя ничего взамен. По свидетельству современников, Екатерина Заболоцкая всегда была мягкой, тихой и незаметной, не принимала участия в литературных беседах. А в 1955 г. внезапно ушла от Заболоцкого к его другу писателю Василию Гроссману, который, в отличие от мужа, проявлял к ней сочувствие и заботился о ней. Сам Заболоцкий в это время сошёлся с Натальей Роскиной, но жить с ней не смог.

Через два с половиной года, в 1958 г., измученная Екатерина Заболоцкая вернулась к мужу. Супруги были по-настоящему счастливы, но очень скоро у Заболоцкого случился второй инфаркт, после которого он прожил недолго.

Жанр интимной лирики появился в творчестве Заболоцкого на закате его жизни. Стихотворение напоминает песню. Поэт-бард Александр Суханов сочинил музыку на стихи Заболоцкого.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – непростые любовные отношения.

Основная мысль: отношения с любимой могут сильно ранить, но жизнь без неё пуста.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Первые две сосредоточены на личности лирического героя, который описывает свои ощущения от встречи с можжевеловым кустом. Четыре строчки из восьми начинаются местоимением «я», а все грамматические основы, кроме безличной конструкции, состоят из подлежащего «я» и глаголов «увидел», «услышал», «почуял», «заметил». В этих строфах лирический герой ассоциирует можжевеловый куст с возлюбленной.

Третья строфа благодаря анафоре «можжевеловый куст» напоминает песенный припев. В ней описана вся драма лирического героя – страх измены, подобной смертоносному уколу в сердце. Лирический герой обращается к можжевеловому кусту.

Последняя строфа – описание состояния лирического героя после измены. Стихотворение представлено как сон лирического героя, чья жизнь без жены подобна сну, небытию.

Тропы и образы

Можжевеловый куст в стихотворении лишь отдалённо напоминает настоящий, у которого листья видоизменены в колючки, совсем не похожие на металлические. От куста в стихотворении веет опасностью и притягательностью. Металлический хруст, очевидно, игл, соединён со звоном аметистовых ягод (эпитеты). Литературоведы отмечают, что после ухода жены Заболоцкий постоянно включал патефонную пластинку с «Болеро» Равеля. Возможно, металлическая игла патефона напомнила ему колючки можжевельника.

«Лёгкий запах смолы» (эпитет) влечёт героя, так что он находит «во мраке древесных ветвей» (метафора) чуть живое подобие улыбки возлюбленной (метафора).

Фрейд многое мог бы рассказать об описанном сне лирического героя, но и не углубляясь в учение Фрейда можно сказать, что куст можжевельника для лирического героя символизирует возлюбленную.

Именно тогда, когда лирический герой достигает гармонии, лёгкий лепет изменчивых уст (метафорический эпитет) колет героя смертоносной иглой (метафора измены).

Умиротворяющий пейзаж «внешнего мира» метафорически обозначен как окошко, где видны золотые небеса (эпитет) и проплывают облака. Во внешнем мире ничего не меняется, несмотря на личную трагедию лирического героя. В последней строфе он противопоставлен внутреннему миру героя (метафора «облетевший мой садик безжизнен и пуст»).

Последняя строфа – обращение к можжевеловому кусту (а значит – к любимой). Формула вежливости «да простит тебя бог» отражает горечь лирического героя, который сам простить не может.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Рифмовка парная, мужские рифмы делают строчки твёрдыми, рубленными, этому же способствуют восклицательные предложения, которыми заканчиваются третья и четвёртая строфы.

По произведению: 

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич