«Я не ищу гармонии в природе», анализ стихотворения Заболоцкого

Творчество Николая Алексеевича Заболоцкого неразрывно связано с темой природы. Родившийся в семье агронома и сельской учительницы, обучавшийся одновременно на медицинском и историко-философском факультетах Московского университета, будущий поэт все-таки выбрал творчество и не изменял этой стезе на протяжении всей своей нелегкой жизни.

Знакомство с футуристами и участие в создании литературной группы ОБЭРИУ во многом повлияли на мировоззрение поэта, а работа в детском журнале и литературные переводы, которыми занимался Заболоцкий, позволили ему рано обрести свое имя в творческой богеме Москвы. Однако позже за это ему пришлось расплатиться сполна: за то, что не прославлял советскую страну, коммунистическую партию, вождя, Заболоцкий был обвинен в антисоветской пропаганде и осужден. Почти год провел он в тюрьме, где подвергался пыткам, с помощью которых из него «выбивали» признание в якобы контрреволюционном заговоре вместе с Николаем Тихоновым и Борисом Корниловым, а впоследствии еще 5 лет провел в сибирских лагерях.

Только в 1946 году Николай Алексеевич вновь оказался в Москве, во многом благодаря своему главному труду — поэтическому переводу «Слова о полку Игореве». С этого времени Николай Алексеевич словно ищет философскую основу для своих стихотворений. Прежние основы утрачены. В 1947 году появляется программное произведение «Я не ищу гармонии в природе». В отличие от Федора Ивановича Тютчева, который как раз воспевал гармонию человека и природы, Заболоцкий позицию своего лирического героя заявляет уже в первой строке: «Я не ищу гармонии в природе».

Далее герой очень логично и доказательно объясняет почему. Он не видит в ней «разумной соразмерности начал», его сердце «не слышит правильных созвучий», а «душа не чует стройных голосов». Дремучий мир природы, по мнению героя, своенравен, и даже в пении ветров ему слышится ожесточение. Такой пейзаж сейчас не удивит современного читателя, ведь во многих фантастических произведениях природа давно враждебна миру человека. Но в середине ХХ века такое восприятие было необычным для русской поэзии.

Однако большая часть стихотворения является антитезой вышесказанному тезису. Целых три строфы, являясь анафорой и одновременно придаточными предложениями в однородном соподчинении, представляют взгляду читателя те моменты, когда природа, «устав от буйного движенья», предстает перед героем «прообразом боли человечьей». Теперь природа одухотворена, она находится в умиротворенном состоянии.

Недаром поэт именно в этих строфах использует больше всего тропов. Эпитеты «тихий час осеннего заката», «слепая ночь», «тревожный полусон изнеможенья», «потемневшая вода» создают привычный образец пейзажной лирики, помогающей читателю глубже прочувствовать, пережить то состояние, в котором находится природа.

В этот момент «печальная природа» тяжело вздыхает, потому что ей самой «не мила дикая свобода», в которой она пребывает. Сон, описанный далее поэтом, воссоздает картину индустриального мира, сотворенного человеком: это и «блестящий вал турбины», и «зарево плотины», и «налитые током провода». Созданные человеческим гением гидроэлектростанции, главное достижение первой послевоенной пятилетки, воспринимаются автором как победа над стихией природы, первый шаг на пути «одомашнивания» дикой природы.

И если другого русского поэта ХХ века, Сергея Александровича Есенина, пугала индустриализация, что ярче всего отражено им в «Сорокоусте» в сцене поединка тонконогого жеребенка и летящего «на лапах чугунных» поезда, то Николай Заболоцкий вслед за Владимиром Маяковским (своим бывшим «коллегой по цеху» футуристов) прославляет прогресс, осуществляемый под руководством человеческого разума.

В последней строфе Заболоцкий использует прием параллелизма: в этих строчках возникает образ матери-природы, но она не просто слепо любит свое дитя, а готова «вместе с сыном солнце увидать». Это уже не идеализация природы, а, скорее, осознание неотвратимости бытия. Поздний Заболоцкий вслед за Мичуриным уверен, что ждать милости от природы уже нет смысла и человеку остается только взять у природы все самое необходимое.

Таким образом, Николай Алексеевич Заболоцкий в своем философском стихотворении не только изобразил природные стихии, но и восславил мудрость природы. Человек при этом не царь, а сын природы, венец ее творения, поэтому ему нужно не покорять природу, не противостоять стихии, а бережно от «дикой свободы» вести ее в мир разума и гармонии.

По произведению: 

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич