«Великие путешественники», анализ рассказа Зощенко

Краткая история создания

«Великие путешественники» – произведение из цикла детских рассказов «Леля и Минька», который создавался Зощенко в конце 1930−начале 1940-х годов. Циклом «Леля и Минька» писатель, во-первых, откликнулся на социальный заказ на привлечение профессиональных авторов в литературу для детей. Во-вторых, были у него и личные интересы. В середине 1930-х годов Зощенко посещал психотерапевта, изучал труды Зигмунда Фрейда, вел записи своего психического состояния. «Детские рассказы не совсем для детей», как писатель сам их называл, были для Зощенко результатом его желания использовать накопленный психоаналитический материал, который имел большую важность.

Композиционная схема

Рассказ «Великие путешественники» построен по простой композиционной схеме. Начинается все с проступка детей. Леля, Минька и Степка отправляются в кругосветное путешествие. Затем следует наказание. Наказывают только Степку. По-видимому, из-за того, что именно ему пришла в голову идея обогнуть Землю. Степку мама заперла в бане, где он просидел целый день. Лелю и Миньку хотела выпороть бабушка, но папа запретил, сказав, что такой метод воспитания устарел. Ближе к финалу проговаривается мораль. Она звучит из уст отца Лели и Миньки, который отмечает: «Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления».

Персонажи

Главные герои рассказа – дети. Минька – шестилетний мальчик. Для него путешествие оказывается самым сложным. Сначала он упал в канаву вместе с тяжелым мешком, в котором были вещи путешественников. Потом его ужалила в щеку пчела, из-за чего щека начала гореть и ныть. В итоге мальчик плелся «позади всех, скуля и хныча».

Леля – старшая сестра Миньки. Ей тоже путешествие надоело практически в самом начале. Девочка мечтала о возвращении домой и говорила, что там тоже бывает хорошо. Именно благодаря смекалке Лели кругосветное путешествие завершилось относительно быстро. Дело в том, что Степка лег спать и протянул ноги в том направлении, куда им следовало идти. Леля подговорила Миньку повернуть его ноги в обратную сторону, чтобы поутру отправиться домой.

Третий путешественник – Степка, хозяйский сын, у родителей которого Леля и Минька жили на даче. Как говорилось выше, именно он предложил совершить кругосветное путешествие. Естественно, о подобных мероприятиях Степка имел лишь приблизительное представление. Мальчик искренне верил, что на путешествие хватит трех рублей, что питаться можно убитыми мелкими животными, что по дороге можно брать в плен индейские племена. В отличие от других ребят Степке не хотелось возвращаться домой. Другим о возвращении он даже думать запрещал: «Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям».

Юмор в рассказе

Зощенко считал, что с маленькими читателями нельзя говорить догматическим языком, поэтому в его детских рассказах много юмора. В «Великих путешественниках», как и в других произведениях цикла «Леля и Минька», встречается немало комических ситуаций. Пожалуй, самая лучшая сцена – эпизод, когда Минька тащит слишком тяжелый для него мешок, в котором лежат пожитки путешественников. Заканчиваются страдания мальчика, когда он вместе с мешком падает в канаву.

Комическая игра создается не только при помощи смешных ситуаций, но и посредством языковых приемов. Периодически в речи детей встречаются свойственные взрослым выражения. Например, Леля говорит, что Степка может завести их туда, куда Макар телят не гонял. Кроме того, в рассказе используются комические сравнения, среди них – «щека вздулась, как пирог», «подскочил на земле, как мячик».

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович