«Ёлка», анализ рассказа Зощенко

История создания и связь с работами Фрейда

Короткий рассказ «Елка» входит в детский цикл «Леля и Минька», который создавался Зощенко в конце 1930−начале 1940-х годов. Эти произведения не так просты, как может показаться на первый взгляд. В середине 1930-х Зощенко посещал психотерапевта, вел записи своего психического состояния, а также изучал труды Зигмунда Фрейда. Именно в тот период, когда писатель читал тексты основателя психоанализа, посвященные младенческим и детским травмам, на свет появился его первый автобиографический рассказ «Елка».

В этом контексте особого упоминания достоин сборник Фрейда «Психоанализ детских неврозов» (1925). Книга включает в себя три работы. Среди них – «Из истории одного детского невроза». Ее главный герой – пациент Фрейда, русский по имени Сергей Константинович Панкеев. Описания детства в произведениях цикла «Леля и Минька», в том числе и в «Елке», частично похожи на описания детских лет Панкеева. Детские рассказы для Зощенко – возможность использовать накопленный психоаналитический материал.

С учетом всего вышесказанного интересен финал «Елки». Отец Лели и Миньки говорит, что хорошо помнит елку, которая была 35 лет назад, что с тех пор он «ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее». Дальше следует примечательная фраза: «И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный». Это внезапное и как будто не совсем уместное упоминания докторов (возможно, имелись в виду психоаналитики) – хороший пример, доказывающий, что детские рассказы Зощенко предназначены не совсем для детей.

Композиционная схема

Как и другие произведения цикла «Леля и Минька», рассказ «Елка» строится по простой композиционной схеме. Сначала идет описание детского проступка. Дети едят угощения, висящие на елке, и портят несколько подарков. Потом следует наказание. После неудачно завершившегося праздника папа тушит огни на елке, отправляет Лелю и Миньку спать и обещает все игрушки отдать гостям. В финале проговаривается мораль в форме обращения рассказчика к детям – не есть чужого и не бить того, кто слабее.

Рассказчик и персонажи

В роли рассказчика выступает взрослый человек, который делится случаями из собственного детства. Между ним и Зощенко имеется сходство. В частности, у них совпадают имена и профессия (писатель). Несмотря на это, полного совпадения нет, ведь речь рассказчика отлична от речи автора.

Главные герои рассказа – брат и сестра. Мальчика зовут Минька, ему пять лет, и он «удивительно маленького роста». Его сестра – семилетняя Леля, которая «была очень такая высокая, длинновязая девочка». Она выступает в рассказе в качестве зачинательницы, съедая первую пастилку с елки. Если бы не ее инициатива, возможно, Минька просто полюбовался бы елочкой, не став ничего трогать.

Как многие братья и сестры Минька и Леля соперничают друг с другом. Кстати, не в последнюю очередь именно из-за этого соперничества их шалость обернулась большими неприятностями. Кроме того, Леля и Минька эгоистичны, им не хочется делится подарками с другими детьми. Минька вдобавок еще и позволил себе ударить пришедшего к ним в гости ребенка, который был младше его. За то, что у Лели и Миньки есть все эти недостатки, следует винить в первую очередь их родителей, так как они не дали детям должного воспитания.

Интересен образ мамы в произведении. Ее сложно назвать образцом для подражания. В поведении матери обнаруживается немало детского. Трудно сказать, кто ведет себя на празднике хуже, - мама или непослушные Леля с Минькой. Зато папа проявляет себя благоразумным человеком. Он понимает, что «такое воспитание» погубит его детей.

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович