«Карусель», анализ рассказа Зощенко

История создания

Ранний рассказ Зощенко «Карусель» был написан в 1923 г. и опубликован в журнале «Дрезина». Первоначально имел заголовок «Бесплатно». В переработанном виде вошёл в «Голубую книгу» под названием «Сколько человеку нужно».

Литературное направление и жанр

В основе реалистического рассказа случай из жизни, похожий на анекдот. Но конец у рассказа не неожиданный, как у анекдота или новеллы, а вполне ожидаемый. Так что по жанру рассказ близок к быличке – короткой правдивой истории. Есть в произведении что-то и от притчи: весь рассказ – иллюстрация первоначального тезиса о том, что бесплатность ни к чему хорошему не приведёт. С фельетоном произведение сближает злободневная тема и сатирическая острота.

Проблематика рассказа

Крошечный размер рассказа совсем не значит, что и проблема, в нём поднимающаяся, незначительна. В 1923 г. новое советское общество, пережившее революцию и гражданскую войну, верило в близкий приход коммунизма, одним из принципов которого было: «От каждого по способности, каждому – по потребности». Изголодавшиеся и измученные люди, радуясь приходу нэпа, мечтали об обещанном коммунистами времени, когда вожделенные «блага» будут выдаваться не по карточкам, как во времена военного коммунизма, а совершенно бесплатно. Могло показаться, что пословица про бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке, утратила свою актуальность.

Действительно, в чём может быть подвох: карусель – это бесплатное удовольствие, которым надо насладиться сполна. Но проблема в том, что «мы никакой меры не знаем». Это не рассказ о парне из деревни, который ещё не проникся прогрессивной коммунистической идеей. Это обобщение, спрятанное в подтекст: природа человека не позволит создать коммунистическое общество, потому что человек не только не умеет давать, но не может даже взять столько, сколько ему нужно.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается и завершается короткими выводами рассказчика о том, что проповедуемая в обществе бесплатность губительна для его членов. Кольцевая композиция обрамляет историю из жизни, иллюстрирующую выводы о вреде бесплатности.

Событие случается на первомайские праздники в городе с одним деревенским жителем. Парень катается на карусели просто потому, что карусель бесплатная, пока ему не становится плохо. Даже убедившись в том, что развлечение не доставляет ему удовольствия, парень садится на карусель «еще разочек», и эта попытка заканчивается рвотой.

Таким образом, герой, позарившийся на бесплатное удовольствие, не только не получил никакого удовольствия, но и, условно говоря, потерял то, что имел.

Герои рассказа

Почему-то принято считать, что герой рассказа – мальчик, ребёнок, потому что он катается на деревянной лошади на карусели. Но герой, которого рассказчик называет парнем, - это юноша или подросток, то есть, по деревенским понятиям, взрослый, хоть и юный, неопытный человек.

Важно, что герой – деревенский житель. Такую характеристику Зощенко даёт парню, чтобы показать его «отсталость». Ведь грань между городом и деревней коммунизм должен был стереть, чтобы нигде в стране победившего коммунизма не осталось таких несознательных элементов, которые сами себя наказывают.

Эзопов язык Зощенко позволяет подвергнуть сатирическому осмеянию не отдельного отсталого деревенского парня, а саму советскую идею сознательного неоплачиваемого труда, обратной стороной которой являются бесплатные, но никому не нужные удовольствия.

Как всегда в ранних рассказах Зощенко, образ рассказчика не совпадает с образом повествователя. Рассказчик – горожанин, но человек «из народа», о чём свидетельствует его простая речь. В отличие от образованного писателя-повествователя, рассказчик, пытающийся внушить новые советские ценности «неотёсанному» деревенскому парню, не понимает главного: человека невозможно изменить никакими идеями, если сам он мелок и мелочен.

Художественное своеобразие

Важнейшее средство создания художественного образа в рассказах Зощенко – речь героев и, прежде всего, рассказчика. Он вворачивает в повествование просторечия и грамматические ошибки: обождать надо, при все скопом, народ повалил, парень случился. Рассказчик говорит короткими рублеными предложениями. Сразу понятно, что рассказчик не нуждается в том, чтобы приукрасить рассказ, приврать немного. Он оставляет самую суть происшествия, говорит только по делу. Слушатели – единомышленники рассказчика, вот он и обращается к ним со словами «братцы мои», «братишки», «ребята».

Пострадавшего от собственной любви к дармовщине парня рассказчик жалеет, он не злорадствует. Натуралистическое ёмкое сравнение «рвало его как из ведра» основано на фразеологизме «льёт как из ведра», обозначающем сильный дождь.

Дважды повторённая попытка героя получить удовольствие от карусели напоминает борьбу былинного богатыря со змеем. Неизвестно, чем закончилась бы история, если бы парень (читай добрый молодец) в третий раз взгромоздился на деревянного коня.

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович