«Божественная комедия», анализ произведения Данте

История создания

Данте называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом Возрождения. Поэт жил в период Высокого Средневековья, в своей «Комедии» он попытался объединить языческую античность и христианское средневековье.

Сам Данте рассказывал, что в «Божественной комедии» описал свои визии (видения), которые наблюдал в течение 10 дней, со Страстной пятницы до конца Светлой недели 1300 г.

«Комедия» - энциклопедия жизни средневековой Италии. Невозможно понять смысл произведения, не зная её политического устройства, биографии Данте и его литературных предпочтений. Данте, уроженец Флоренции, был одним из самых образованных людей своего времени. Он учился в университетах Парижа и Болоньи, самостоятельно изучал античных поэтов, поэтов средневековья, античных философов. Автора «Энеиды» Вергилия Данте считал своим учителем, поэтому именно его сделал проводником по Аду.

Данте с 30 лет занимался политикой, был белым гвельфом (это самая демократическая партия Флоренции). Когда там переменилась власть, Данте был изгнан. «Божественную комедию» поэт написал в Равенне. Он начал её в 1307 г. или даже на 3 года раньше и писал почти до самой смерти в 1321 г.

Литературное направление и жанр

Название главного произведения Данте – «Божественная комедия» - это вовсе не определение жанра. Если рассуждать в средневековых жанровых категориях, то «Божественная комедия» - это визия (видение), то есть описание видений потустороннего мира. А комедия (или мистерия) – это средневековый драматический жанр, разыгрываемые на Рождество или Пасху духовные библейские события. Эти драматические события в «Божественной комедии» разыгрываются перед внутренним взором Данте.

На Данте повлияло и античное определение жанра комедии, которая должна была начинаться с событий печальных и заканчиваться весёлыми. Путешествие Данте начинается в Аду, наполненном горем и страданиями, и заканчивается в Раю, где царит счастье и гармония.

Божественной Данте комедию не называл, так окрестили её потомки.

Жанрово-родовая природа произведения очень сложна. Несмотря на название, это не драматический род. По современной классификации «Божественна комедия» наиболее близка к лиро-эпическому жанру поэмы. Самое точное определение жанра дал И.Франко: «Объективное представление вещи наиболее субъективной, эпос, основанный на лирике, песня любовная, которая разрослась до размера “Илиады”».

Жанр «Комедии» синтетический. Если говорить об «Аде», то это синтез средневековых эпических жанров от хроник до романов.

Тема, основная мысль, проблематика

Тема «Божественной комедии» аллегорична – путешествие человеческой души через жизненные невзгоды, очищение её на протяжении земной жизни через страдания. Основная мысль «Комедии» состоит в том, что каждый человек на том свете получает воздаяние за свои дела. А ведёт человека сквозь жизненные невзгоды любовь. И это – идея «Комедии».

Проблематика «Комедии» - это весь спектр моральных и социальных проблем, которые волновали Данте и его современников. Например, проблема папской власти, которую Данте не считал божественной (что было характерно для морали человека эпохи Возрождения). Поэтому в разных кругах Ада у Данте встречаются священники, а один из них, архиепископ Руджери, наказан страшным образом. При жизни он обрёк на голодную смерть своего политического противника графа Уголино, который на том свете грызёт череп архиепископа.

Сюжет и композиция

Сюжет «Божественной комедии» связан с путешествием души Данте по Аду, Чистилищу и Раю (у Данте они пишутся с большой буквы). «Божественная комедия», как античный эпос, состоит из песен. Повествование начинается с того, что 35-летний поэт оказывается в сумрачном лесу, где встречает трёх животных. Вообще лес для средневекового человека – место гиблое, непроезжее и непрохожее. Там человеку грозили звери и разбойники.

Данте спасает античный поэт Вергилий, который становится проводником поэта в Ад. Ад описан в 34 песнях. Композиция произведения связана с мистической основой «Комедии». Духовный смысл раскрывается постепенно. Начала Данте погружается в глубины Ада и осознаёт, что он так же грешен, как и многие его соотечественники. Там поэта хранит Любовь! Поэтому надпись на вратах Ада – это слова преисподней, обращённые к ныне живущим:

Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям.

Ад разделён на 9 кругов, большие, с точки зрения Данте, грешники расположены ниже. Ад отделяет от земли река Ахерон. Это античная картина мира. Данте превратил античного перевозчика Харона в демона, а Ад из места вечного упокоения душ-теней в место страданий грешников. В первом круге, который называется Лимб, живут все дохристианские праведники. Там Данте встречает античных поэтов, философов, героев. Во втором круге страдают сладострастники. В третьем – обжоры, в четвёртом – скупые и расточительные, в пятом – гневливые. Остальные грешники расположены за оградой града Дита. Это огненная и каменная стена. За ней, в шестом круге, расположены извращающие Слово Божье. В седьмом круге страдают насильники над естеством. Восьмой круг состоит из 10 рвов, имеющих название Злые Щели. Там мучаются соблазнители, льстецы, торговцы церковными должностями, прорицатели, лицемеры, воры, мздоимцы, лукавые советники, зачинщики раздоров. Среди лукавых советников Данте встречает хитроумного Одиссея.

В последнем, 9 круге Ада, мучатся предатели, а в его середине находится ледяное озеро, в которое вмёрз Люцифер, держащий в своих когтях предателя Иисуса Иуду.

По мере погружения в глубины Ада Данте наблюдает всё большие страдания грешников. Перед ним предстаёт вся Средневековая Европа Высокого средневековья.

Эта панорама продолжается в Чистилище, состоящем из 33 песен. В этой части Данте реализует античную идею очищения через страдание. Страдание грешников в Аду вечно и бесконечно. А вот души Чистилища живут будто в античном театре: они временно страдают ради достижения будущей гармонии.

Из глубин Ада Данте с Вергилием попадают через узкий проход к подножью горы Чистилища и начинают восхождение по ней. По этому узкому проходу не могут пройти те, кто страдают в 9 круге Ада – предатели. Гора Чистилища состоит из 7 кругов. В первом круге (куда надеется попасть Данте) очищаются гордецы, во втором – завистники, в третьем – гневные, в четвёртом – унылые, в пятом – скупцы и расточители, в шестом – чревоугодники, в седьмом – сладострастники.

В какой-то момент путешествие Вергилия по Чистилищу становится невозможным: он язычник, поэтому не может приблизиться к Богу. Дальше поэта ведёт Беатриче. Данте честно предупреждал своего друга, властителя Вероны, что «Рай» следует читать только тем, кто склонен к «хлебу ангельскому». Очевидно, так он метафорически называл богословие.

Композиция «Божественной комедии» основана на синтезе средневекового богословского и естественнонаучного представления о мире. Согласно Птолемеевой системе мироустройства, Земля неподвижна. Это шар, окружённый прозрачным хрустальным шаром неба. Небо состоит из 9 сфер: на первых 7 размещаются соответственно семь планет (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн). Восьмое небо - небо звезд, которые почти неподвижны (передвигаются с запада на восток на 1 градус за 100 лет). На девятом небе звезд нет совсем, оно состоит лишь из прозрачного светлого вещества (кристалла) и движется с непостижимой скоростью. За девятым небом есть еще десятое, неподвижное, огненное небо Эмпирей - обитель Триединого Бога. Там живут также и самые достойные человеческие души. Среди них, конечно, и Беатриче...

В Эмпирее находится Божий трон, а напротив него на Земле – гора примирения Голгофа, где был распят Иисус. По средневековым преданиям, свергнутый с неба Люцифер упал как раз на территории Италии, образовав воронку к центру Земли, где и застрял. На другом, незаселённом полушарии Земли, в результате падения Люцифера образовался океан. А Чистилище – это гора, образованная вытесненной при падении Люцифера землёй. Она расположена в центре океана и находится на одной оси с Голгофой.

И Ад, и Рай, и Чистилище отражают представление средневекового человека о вселенской гармонии и справедливости. Литературоведы сравнивают конструкцию «Комедии» с грандиозным готическим собором. Данте даже хотел, чтобы в каждой из трех книг было равное количество строк («Ад» – 4720, «Чистилище» – 4755, «Рай» – 4758). Каждая песня имеет от 115 до 160 стихов. И вдобавок каждая часть заканчивается одним и тем самым словом stelle – звезды. Соответственно и вся «Комедия» заканчивается этим словом:

...Любовь, что движет солнце и светила.

Герои «Комедии»

У Данте два проводника: любимый античный поэт Вергилий и возлюбленная Беатриче. Беатриче – реальная девушка, современница Данте. Девятилетний Данте увидел восьмилетнюю Беатриче Портинари и влюбился в неё. Второй раз он увидел её уже взрослой. Она вышла замуж (не за Данте), Данте тоже женился и стал отцом четырёх детей. Но это не мешало его рыцарской любви к Беатриче, которая вылилась в стихи, ей посвящённые. Данте сделал её символом любви.

Беатриче умерла в 24 года от бушевавшей в 1300 г. эпидемии чумы. Она слышит мольбы возлюбленного о помощи и спускается к нему. Ниже Лимба она спуститься не может, поэтому там находит наиболее дорогого Данте язычника – Вергилия, чтобы он показал Данте Ад. Любовь Беатриче и состоит в том, чтобы предостеречь возлюбленного от грехов, показав ему наказание за них.

Перед взором Данте (и читателя) проходит галерея соотечественников и современников Данте. Вот граф Уголино, которого архиепископ Руджери заточил в Башню голода вместе с двумя сыновьями и двумя внуками. Вот юные любовники Паоло и Франческа. Франческа, дочь правителя Равенны, была выдана замуж за кривого, старого и злого Джанчотто, правителя Римини. Она влюбилась в младшего брата Джанчотто Паоло Малатесто. Оба были убиты, когда муж застал любовников. Данте было в тот момент около 20, история потрясла его, ведь в средневековье не было избирательной любви. За свой грех любовники были помещены Данте в первый круг ада и наказаны вечным вращением в объятьях.

Данте не придумывал героев для заполнения Ада и Чистилища. Он описывал только существующих людей, современников и героев мифологии. Так во втором круге Ада среди сладострастников страдают Елена и Парис – виновники гибели Трои. Данте встречает Ахилла, чья плотская страсть привела его к собственной гибели.

Художественное своеобразие

«Божественная комедия» полна аллегорий и символов. Например, герой оказывается «в сумрачном лесу», пройдя до половины земной путь. В средневековье нормальной продолжительностью жизни считалось 70 лет, потому что так написано в Библии. Правда, почти никто не доживал до этого возраста. И сам Данте умер в возрасте 56 лет. 35-летие Данте приходилось на 1300 год. Это было мистическое время для средневекового человека, который на рубеже веков ждал конца света или просто мистических событий.

Для средневековья обычным было несколько истолкований одного текста. Кроме прямого смысла, был аллегорический, о чём Данте говорил сам. Сумрачный лес – аллегория жизненных неурядиц, невзгод, препятствий. Это собственные заблуждения. Ещё одна аллегория связана с политической жизнью Италии. Животные, которых встречает Данте в лесу – рысь (в оригинале Пантера), волчица и лев – аллегории человеческих пороков: сладострастия, алчности и гордыни. Одновременно это политическая аллегория: пантера –олигархии, волчица – папской власти, лев – тирании.

В «Комедии» Данте прибегает к новаторским приёмам, которые сегодня можно было бы назвать кинематографическими. Так, наблюдая сладострастников, Данте сначала видит «дальний план» - сплошной вихрь. Затем «средний план» - кружащихся в вихре античных и библейских героев. И только после этого Данте различает фигуры знакомых, а затем – своих соотечественников и ровесников Паоло и Франческу.

Он беседует с ними, желая понять, что стало причиной их любви. И Франческа открывает поэту, что перед изменой они читали книгу о Ланселоте (рыцаре Короля Артура, влюблённом в его жену и обвинённом ложно в измене с ней). Так Данте поднимает проблему о влиянии на личность литературы.

Размер и рифмовка

Всё произведение написано строфами из трёх стихов. Для «Комедии» Данте изобрёл новый вид строфы. В традиционных тристихах (терцетах) рифмуются 3 строки. У Данте же схема рифмовки такая: аба бвб вгв. То есть каждая песнь должна заканчиваться моностихом, чтобы завершить цепочку. Такая строфа была названа терциной.

Сегодня Данте переводится на русский язык пятистопным ямбом. Но стихосложение «Божественной комедии» Данте силлабическое. Его стихи состоят из одиннадцатисложников.

По писателю: Данте Алигьери