«Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин написал «Вяленую воблу» в 1884 году. Впервые она была опубликована в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста Н. Щедрина», который вышел в 1886 году в Женеве. В России произведение при жизни автора легально не печаталось. Причиной тому были препятствия со стороны цензуры, которая требовала от Салтыкова-Щедрина внесения смягчающих правок. В итоге в первоначальной редакции «Вяленая вобла» вышла на родине писателя лишь в 1937 году.

Главная героиня

Произведение представляет собой остросатирическую сказку в форме животного эпоса. Главная героиня – вяленая вобла. В самом начале она предстает перед читателями висящей на солнце с вычищенными внутренностями. Вобла такому положению очень рада, ведь у нее больше нет «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести». По ее мнению, жить отныне станет гораздо легче. Кстати, еще будучи свободной, вобла только слышала о том, что «бывают на свете лишние мысли, лишняя совесть, лишние чувства». Сама она от рождения была рыбой «степенной», которая старалась держаться подальше от неблагонадежных компаний и не лезть не в свое дело.

Став вяленой, вобла начала проповедовать собственные взгляды на жизнь. Ее теория хорошо описывается одной фразой: «Уши выше лба не растут». Из этой формулы она выводит простой принцип: «Ты никого не тронешь, и тебя никто не тронет». Несмотря на то, что вобла всеми силами старалась вести себя осторожно и быть аккуратной, финал для нее получился трагическим. «Из торжествующей она превратилась в заподозренную, из благонамеренной – в либералку». В итоге «один из самых рьяных клеветников» съел ее у всех на виду.

Объекты сатиры

В «Вяленой вобле» сатира Салтыкова-Щедрина обрушивается главным образом на либералов 1880-х годов. Это сближает произведение с некоторыми другими сказками писателя. В частности, речь идет о «Либерале» (1885). Здесь важно уточнить, что в середине XIX столетия либералами стали называть постепенцев, которые стремились прийти к компромиссу с властями и считались не революционерами, но реформаторами. Именно к таким людям и относился крайне негативно Салтыков-Щедрин.

По сути своей все речи «воблушки» - пустая болтовня, от которой на практике нет проку, так как плана действий у воблы нет, какое нужно дело делать, она не знает. Зато ей хорошо удается оправдывать существование трусов, старающихся лишний раз не высовываться, - этаких «премудрых пескарей». У разглагольствований воблы нашлось немало почитателей. Так получилось из-за того, что общество, поучаемое воблой, «не представляло особенной устойчивости». Конечно, «убежденные люди» в нем присутствовали, но было их слишком мало. Значительно преобладали те, кто не мог похвастаться собственными твердыми убеждениями. За счет них и возвысилась на время вобла. Салтыков-Щедрин выступает не только против либералов с их бесполезными речами, но и против обывателей, которые подобной болтовне готовы внимать. «Вяленая вобла» - яркая демонстрация процесса «омертвления и оподления душ, покорившихся злу и насилию».

Художественное своеобразие

В числе приемов и средств, использованных Салтыковым-Щедриным в «Вяленой вобле», - эзопов язык, ирония, гротеск. Эзопов язык был необходим для обхода цензурных препятствий. Иносказание позволяет писателю откровенно выражать свои мысли. Впрочем, в случае с «Вяленой воблой» оно не слишком помогло, - как уже говорилось выше, с цензурой у сказки были серьезные проблемы. Что касается иронии, ярчайший пример ее использования – когда автор называет воблу ласково воблушкой, хотя понятно – теплых чувств он к ней не испытывает.

Как известно, в гротеске глубокое художественное обобщение важных жизненных явлений кроется за фантастичностью. В самом начале «Вяленой воблы» Салтыков-Щедрин сталкивает читателей с неправдоподобием – вобла «стала жить да поживать» после того, как сделалась вяленой, то есть фактически умерла. При этом в сказке присутствует художественное обобщение важных для жизни России 1880-х годов явлений (пустая либеральная болтовня, трусость и приспособленчество обывателей).

Благодаря сказке Салтыкова-Щедрина словосочетание вяленая вобла стало часто использоваться в разговорной речи в переносном значении. Так и сегодня принято называть человека апатичного, бездеятельного, у которого отсутствует собственное мнение и нет твердых убеждений.

По произведению: 

По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович