«Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

Глава 1. «Семейный суд»

Арина Петровна Головлева — главная героиня романа, помещица, владелица крупного головлевского имения. Деятельная, властная, но экономная и жадная до денег, имеющая целью всей жизни накопительство своего состояния. Когда она выходила замуж, у них с мужем было всего 150 душ крепостных. К 60 годам на нее было записано уже 4 500 крестьян, да и поместье свое она увеличила в несколько раз, дотошно и скрупулезно скупая прилегающие к нему соседние деревеньки и леса.

Ее муж, Владимир Михайлович, слова в семье не имел. Был легкомысленным, выпивал, бегал за горничными девками и практически не выходил из своей комнаты.

Старший сын — Степан (Степка-балбес, постылый), пошел характером в папеньку. Выучился в университете, но полученное образование на практике применить не сумел. Мать ему «выбросила кусок» — купила дом в Москве, который вскоре был продан за долги, пока он был в ополчении.

Дочь — Анна, сбежала из дома с корнетом, который вскоре ее бросил с двумя девочками-близнецами. Анна умерла, а ее дочерей Анниньку и Любиньку приютила у себя Арина Петровна.

Средний сын — Порфирий (Иудушка, Кровопивушка). С детства заискивал перед матерью, но она его боялась, чуя его темную душу. Служил по гражданской части в Петербурге.

Младший сын — Павел. Малообщительный, обособленный, лишенный всяких поступков человек. Служил в Петербурге по военной части.

Главный герой первой главы романа «Господа Головлевы» — Степан. После того, как его дом в Москве был продан, он вернулся к матери. Она вызвала к себе из Петербурга младших сыновей и устроила «семейный суд»: спросила у них, что они посоветуют ей делать с братом. Сама она планировала «выбросить кусок» еще раз — отослать его подальше от себя в маленькое вологодское имение, чтобы он ей глаза не мозолил. Однако путем хитрых и подобострастных речей Порфирий убедил ее, что его нужно оставить в Головлево. Скрепя сердце, она согласилась.

Арина Петровна, не интересуясь жизнью своего старшего сына, обрекла его на жалкое существование. Комнату, в которой он жил, никогда не убирали, постель не меняли, свечей ему по вечерам в целях экономии не давали. Жил он впроголодь, так как кормили его объедками со скудного барского стола. В теплой одежде и обуви на осень отказали. На оставленные ему братьями деньги он начал пить. Пробовал сбежать, но его вернули. Будучи болезненным (сильно кашлял), в таких условиях не прожил у матери и полугода — скончался.

Глава 2. «По-родственному»

После смерти Степана для Арины Петровны наступили смутные дни: все чаще люди говорили об отмене крепостного права, и ее это сильно тревожило. Умер муж, Владимир Михайлович. И некогда властная помещица все чаще начала мечтать вслух о том, что уйдет с близняшками-внучками в монастырь. Говорила она это больше, чтобы успокоить себя, но Порфирий в такие минуты всегда оказывался рядом и убеждал ее, что это для нее самый отличный выход из создавшегося положения.

Напуганная комиссиями по отмене крепостного права и убежденная Порфирием в правильности данного решения, в конце концов она разделила имение между братьями, а себе оставила капитал. Старшему отошел лучший кусок (Головлево), младшему — соседнее Дубровино. Порфирий оставил мать управлять своим имением, и она, желая отблагодарить сына за приют, потратила все свои деньги на расширение и процветание его поместья. Как только капитал у нее закончился, Иудушка тут же выставил ей счет за проживание, и она, оскорбленная и обиженная, с внучками уехала жить к Павлу, который оставил службу в Петербурге и безвыездно жил в Дубровине.

Младший сын не особенно был рад видеть маменьку, но, тем не менее, приютил ее у себя и не обижал. Но постепенно начал спиваться. Арина Петровна слишком поздно распознала недуг, начала хлопотать о том, чтобы он отписал Дубровино ей и внучкам, но к тому времени Павел уже не вставал с постели и не мог пошевелить даже рукой, чтобы подписывать какие-то документы.

Перед самой смертью Павла к брату приехал Порфирий с сыновьями-подростками: Петенькой и Володенькой. Разыграв комедию у постели больного, что ему невероятно жаль, на самом деле Иудушка был рад, что к его имению теперь отойдет еще одно поместье. После похорон Арина Петровна, не желая больше унижаться перед единственным оставшимся в живых сыном, уезжает с внучками в бедную и разоренную Погорелку — «кусок», который она когда-то «выкинула» дочери Анне.

Глава 3. «Семейные итоги»

Вскоре после переселения в Погорелку, уже повзрослевшие к тому времени внучки объявили бабушке, что не намерены жить в этом захолустье и поедут искать лучшей судьбы в город. Опустошенная, присмиревшая, обессилевшая Арина Петровна им не препятствовала. После их отъезда в ее жизни наступил тяжкий период. Дом сильно обветшал, усадьба была в запустении, доходов ниоткуда не было. Старая помещица распустила практически всю прислугу. Она могла целыми днями сидеть у окна и смотреть вдаль без всякого движения мысли. Уже ничто ее не радовало и не волновало.

Спустя какое-то время такого прозябания в Арине Петровне вдруг неожиданно проснулось желание сладкой жизни и радостей, которых она ранее себе не позволяла. Это заставило ее пойти на мировую с Иудушкой и стать частым гостем в его доме. Она была счастлива, что могла есть и пить власть (насколько позволяла жадность хозяина) и общаться «по-родственному» с сыном. Он снисходительно принимал маменьку, так как больше всего на свете боялся родительского проклятия.

К этому времени в его семье произошли серьезные изменения. Во-первых, его старший сын Володенька покончил жизнь самоубийством. Косвенно в этом был виноват отец, отказавший ему в деньгах, когда он в них сильно нуждался. Но Порфирий оправдывал себя тем, что сын женился без его родительского благословения. Во-вторых, рано овдовевший Иудушка взял себе в любовницы дочь местного дьячка Евпраксеюшку.

Неожиданно приезжает из города Петенька и объявляет, что он проиграл три тысячи казенных денег и теперь ему светит ссылка или каторга. Он просит их сначала у бабушки, потом у отца, но оба ему отказывают. Первая — ввиду своего реально бедного положения, второй — из-за своей жадности.

Жестокость Порфирия по отношению к единственному оставшемуся в живых сыну поражает Арину Петровну, на глазах которой все это разыгрывается. Она проклинает Иудушку и уезжает к себе в Погорелку.

Глава 4. «Племяннушка»

Вопреки ожиданиям, материнское проклятие Порфирий пережил на удивление легко. А вот Арина Петровна после таких событий слегла. Она перестала бывать в Головлево и общаться с сыном, хотя он к ней регулярно ездил. Вскоре ее не стало. Иудушка тотчас же разобрался с наследством. Забрал из поместья все, что принадлежало матери, оставив лишь то, что было записано на Анниньку и Любиньку.

Позже из газет Порфирий узнал, что Петенька был отдан под суд и отправлен в ссылку, но до конечного пункта не доехал, так как в дороге заболел и скончался.

Вскоре после смерти Арины Петровны в Головлево приехала одна из сестер — Аннинька. К тому времени они с Любинькой выступали в гастролирующем театре Харькова. Ее красота подействовала на Порфирия должным образом: он стал приволачиваться за собственной племяннушкой, но получил стойкий отпор. Она приехала только лишь для того, чтобы вступить в наследство. Удивилась запустению и бесцельной жизни в поместье. Иудушка как только не уговаривал ее остаться, даже пытался удержать насильно, но она была непреклонна и не была готова променять свою яркую, пусть и легкомысленную жизнь на прозябание в этом захолустье.

Наслушавшись от Порфирия, Евпраксеюшки, местного батюшки и даже прислуги в Погорелке почти открытых оскорблений в свой адрес, что она актриса и практически гулящая девица, а не барышня, Аннинька с чувством облегчения покидает постылое поместье.

Глава 5. «Недозволенные семейные радости»

Повествование возвращает читателя на несколько месяцев назад от последних произошедших событий. Будучи еще живой и еще до приезда Петеньки Арина Петровна заметила, что Евпраксеюшка отяжелела. Ее подозрения подтвердились — та носила под сердцем ребенка Порфирия. Мало того, что он был незаконнорожденный, да еще и, по подсчетам, был зачат во время поста — и это у благоверного-то и считающего себя таким верующим барина!

Так или иначе, но Арина Петровна нашла в этой беременности утешение и взяла на себя все хлопоты по приготовлению к родам. Иудушка вел себя настороженно и отчужденно, делая вид, что все происходящее его никак не касается.

Незадолго до родов разразился скандал с Петенькой, и Арина Петровна умерла, оставив Евпраксеюшку на попечение дворовой девки Улитушки. Порфирий не на шутку испугался, так как совершенно не знал, что делать с вскоре родившимся ребенком, так как был уверен, что маменька все устроит.

Во время тяжелых родов Евпраксеюшка чуть не отдала Богу душу, о чем постоянно докладывалось Порфирию Владимировичу, но тот лишь отмахивался и не хотел знать никаких подробностей. В итоге выжили оба — и мать, и новорожденное дитя, коего прибывший вовремя батюшка нарек Володимером.

Пока Евпраксеюшка отходила от тяжелых родов, Порфирий наконец-то принял решение относительно своего незаконнорожденного сына. Он отдал приказ Улитушке отвезти его в Москву в воспитательный дом (приют).

Глава 6. «Вымороченный»

Недолго Порфирий радовался, что так легко освободился от невыносимой ноши в виде незаконнорожденного сына. После родов Евпраксеюшка изменилась до неузнаваемости. На ее внутреннем состоянии сказалось все: тяжелые роды, когда она чуть не померла; исчезновение ребеночка, с которым ей даже не дали попрощаться; тоска гоголевского существования с вечными нравоучениями и пустословием барина. Все чаще она вспоминала приезд Анниньки, которая удивлялась, как такая молодая девица, как Евпраксеюшка, могла жить в таких ужасных условиях.

И она, которая раньше за день и слова и не говорила, совершенно неожиданно устроила опешившему Порфирию настоящий бунт обиженной и одинокой женщины. Она начала его каждодневно пилить по поводу того, что она ходит у него в любовницах, что он ничего-то ей не дарил никогда, что отнял у нее ребеночка и т. д. Иудушка поначалу пытался ей сопротивляться, но до ужаса боялся, что она уйдет к родителям и хозяйством по женской части заниматься будет некому.

Евпраксеюшке вскоре надоело пилить опостылевшего ей барина, и она ушла в загул, флиртуя и заигрывая сразу с двумя — конторщиком Игнатом и кучером Архипушкой.

Порфирий после таких событий совсем перестал общаться с людьми, почти никого до себя не допускал, ни с кем не общался. Запирался на целый день у себя в кабинете и начинал фантазировать, как он всем мстит за свое жалкое существование. В итоге перестал мыться и следить за одеждой, плохо и наскоро ел и начал разговаривать со своими вымышленными обидчиками. Люди и Евпраксеюшка поняли, что у барина помутился разум.

Глава 7. «Расчет»

Однажды декабрьским утром к запущенному и безмолвному поместью в Головлево подкатила кибитка, из которой выскочила слабая, изможденная девица. В доме ее еле узнали: то была Аннинька, одна из сестер. Она сильно похудела, сгорбилась и потеряла ту красоту, которой еще недавно щеголяла в свой последний приезд сюда. К тому же она очень надрывно и беспрестанно кашляла.

Ради нее из своего затворничества вышел выцветший и одичавший Порфирий.

Аннинька рассказала, как они с Любинькой потеряли работу в театре, так как стали обычными содержанками. У нее был купец Кукишев, у сестры — земский деятель Люлькин. Их одевали, кормили, поили, устраивали кутежи, дарили украшения и деньги. Веселье быстро закончилось, так как оба оказались мошенниками. Все, что было накоплено за год такой жизни, у сестер арестовали. После этого они пошли по рукам и подхватили заразную болезнь. Любинька не вынесла такой жизни и отравилась.

Аннинька не смогла покончить жизнь самоубийством и приехала в Головлево. Они стали помаленьку общаться с дядей. Порфирий стал отходить от своего помутнения разума. Оказалось, что племянница безудержно пристрастилась к водке — пить ее научил Кукишев. И Иудушка стал потреблять вместе с ней.

Аннинька в таких условиях еще больше захворала и все ночи напролет кашляла. Порфирий же вдруг только сейчас начал понимать, что ко всем смертям, которые случились за последние годы в Головлево, он имеет самое непосредственное отношение. Он не раскаялся, но это осознание его тяготило.

В марте, на страстной седмице, в ночь он пешком отправился на могилку к матери. Наутро недалеко от нее нашли его окоченевший труп. Приехали докладывать Анниньке, но и та лежала в бреду, в горячке и без сознания.

По произведению: 

По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович