«На птичку», анализ стихотворения Державина

Тема свободы в России была всегда одной из основных в творчестве поэтов разных столетий. Александр Сергеевич Пушкин не без гордости заметил, что в свой «жестокий век» восславил свободу. О свободе слова мечтали все поэты советской России, свободы не хватало «глашатаям и горланам» Владимиру Маяковскому, Владимиру Высоцкому, Иосифу Бродскому. Поэты при любой власти были рупором эпохи.

Однако первым ощутил на себе давление власти и поднял проблему свободы слова Гавриил Романович Державин уже в конце XVIII века. Еще служа в армии в чине подпоручика, Державин в 1773–1775 годах участвовал в разгроме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева против власти Екатерины II. Юный офицер Державин долгие годы чтил ее, ждал от императрицы проявления справедливости, милосердия, издания мудрых законов для благоденствия государства и народа.

После ухода с воинской службы Державин стал служить в небольшой должности экзекутора в Сенате, но при этом писал стихи. Сперва подражая, а затем, увлекшись, стал сочинять необычные для его современников лирические произведения. Гавриил Романович первым в русской литературе того времени начал говорить в стихах о мыслях и чувствах обычного человека языком, близким к разговорному.

Собрав вокруг себя кружок любителей поэзии, вошедший позже в историю русской литературы под названием «державинский», Гавриил Романович стал выразителем гражданского, общественно активного искусства. На своих заседаниях участники обсуждали несправедливость крепостного права, боролись за права угнетенных крестьян, искали справедливости в жизни и в литературе. Эти идеи оказали в дальнейшем влияние на творчество многих друзей Державина.

Сам же поэт прославился в 1783 году на весь Петербург, создав оду «Фелица», посвященную государыне Екатерине. И хотя вышла она анонимно, без указания авторства, многие из друзей Державина, а позже и остальных жителей Петербурга узнали стиль поэта, и авторство пришлось открыть.

Это была настоящая сатира на екатерининских вельмож, но героиня, названная именем придуманной когда-то ею самой сказки, выглядела настоящим ангелом. Идеализируя Екатерину II, Державин был абсолютно искренен, ведь он не знал ее близко, а она казалась ему воплощением самой справедливости. Зато вельможи были изображены в неприглядном свете, и если бы не благосклонность императрицы, которой понравилась ода, не сносить бы Державину головы.

Эта благосклонность аукнулась поэту позже. Приблизив его ко двору, Екатерина сделала поэта губернатором Тамбовской области, но он боролся со взяточничеством и произволом чиновников, пишущих на него жалобы. Екатерина сделала Державина своим секретарем в надежде, что он напишет про нее еще не одну хвалебную песню. Однако поэт, оказавшись в кругу приближенных русской царицы, чувствовал себя пойманной птицей в золотой клетке. И в 1792 (1793?) году он создает короткое, но полное горечи разочарования стихотворение «На птичку».

Короткие четыре строки эпиграммы (именно так определяют критики жанр стихотворения) раскрывают извечный конфликт свободы и несвободы. Пойманную птичку сжимают рукой, и она «вместо свисту» пищит, а ее заставляют петь. Таков вкратце лирический сюжет произведения. Современники Державина с легкостью понимали эту аллегорию: обласканный властью поэт оказался в железных тисках монаршего благоволения. Екатерина ждала от него новых восхваляющих творений в свой адрес, но Гавриил Романович, разочаровавшись в правлении русской царицы, не мог ее идеализировать по-прежнему, а писать сатиру тоже не получалось: слишком высокое положение в обществе он обрел.

Сжимающая птицу рука может означать и цензуру, которая во времена XVIII века была достаточно суровой. Екатерина II самолично прочитывала все литературные произведения, коих было в то время не так много. Вердикт, вынесенный царицей, означал начало карьеры или ее окончание. Такое положение дел не могло устроить людей искусства, которые видели свою задачу в том, чтобы обличать пороки общества и власти. Сильные же мира сего не желали слышать критику в свой адрес, поэтому притесняли тех поэтов и писателей, кто брал на себя смелость говорить правду.

О зависимости поэта говорит сама форма стихотворения. Державин использует неопределенно-личные предложения: «поймали птичку голосисту», «а ей твердят». Такая форма предложения не указывает на конкретное лицо, это означает, что говорить всю правду в лицо правителям Державин уже не смел. Когда-то, не будучи зависимым от своего положения в обществе, в гневной оде «Властителям и судиям» (1780) поэт выразил протест против произвола чиновников и их равнодушия к нуждам обычных людей.

В стихотворении «На птичку» Державин уже не находит в себе смелости говорить открыто («пищит»), поэтому вынужден прибегать к форме иносказания, что и доказывает мысль о несвободе творческого человека, приближенного ко двору. Вывод поэта очевиден: настоящий поэт должен быть независим от власти, чтоб «истину царям с улыбкой говорить».

По писателю: Державин Гавриил Романович