«Снигирь», анализ стихотворения Державина

«Траурная» ода «Снигирь» была написана Державиным в мае 1800 года под впечатлением от смерти Суворова. Выдающийся русский полководец скончался в присутствии поэта. Сам Державин рассказывал следующую историю о создании произведения: ««У автора в клетке был снигирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении сего героя возвратился в дом, то, услыша, что сия птичка поет военную песнь, написал сию оду в память столь славного мужа». Первая публикация стихотворения относится к 1805 году. Его напечатал журнал «Друг просвещения» под заглавием «К снигирю. По кончине князя Суворова». Интересно, что автор указан не был. Публикация сопровождалась примечанием: «Сия пьеса прислана от неизвестного».

Державин и Суворов дружили на протяжении многих лет. Они познакомились в 1774 году, когда оба принимали непосредственное участие в подавлении крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Позже знакомство переросло в дружбу. Не в последнюю очередь тому способствовало сходство убеждений и характеров. Неудивительно, что Державин в «Снигире» создал образ не только великого полководца, но и своего доброго друга. В этом образе бытовое соединяется с мифологическим, обыденное – с героическим, ситуативное – с историческим.

Поэт называет Суворова «богатырем», «вождем». В то же время в стихотворении упоминается, что полководец ездил на кляче, ел сухари, спал на соломе и бдел до зари. Очень удачно подобран эпитет «быстрый» («быстрый Суворов»). Он говорит и о живом характере Александра Васильевича, и о его молниеносных, неожиданных для врага решениях. Упомянул Державин и о печальном положении Суворова в самодержавной Российской империи: «Скиптры давая, зваться рабом…». На территории, завоеванные полководцем, возвращались монархи, которых оттуда изгнали французские республиканские войска. При этом самого Суворова император Павел I подвергал гонениям, унижал.

Снегирь в стихотворении выступает как персонификация. Здесь Державин продолжает фольклорные традиции. Птица одушевляется, лирический герой доверяет ей свои переживания. Пение снегиря наводит его на мысли о битвах, о Суворове. Кстати, голос птички неслучайно сравнивается с флейтой. В XVIII столетии этот музыкальный инструмент был одним из основных в военном оркестре. Нередко флейтист шел впереди воинской части.

Особый интерес представляет ритмическое решение «Снигиря». После Ломоносова за одой закрепилась строфа, состоящая из десяти строк. Державин отказывается от этого, отдавая предпочтение шестистишной строфе. В первых четырех строках использована перекрестная рифмовка. Два последних стиха рифмуются с аналогичными стихами следующей строфы. Каноничный для оды четырехстопный ямб Державин меняет на четырехстопный дактиль, причем полные стопы чередуются с усеченными. В итоге у поэта получилось акустически создать эффект военного марша.

Среди средств художественной изобразительности, встречающихся в тексте, важнейшее место занимают риторические вопросы. Синтаксическую основу стихотворения составляют десять предложений. Семь из них вопросительных. За счет этого Державину удалось максимально точно передать ощущение растерянности и неопределенности, вызванное кончиной Суворова. В числе других тропов, использованных в стихотворении «Снигирь», - эпитеты («сильный», «храбрый», «быстрый» Суворов), сравнение (военная песня снегиря подобна флейте), гипербола (Суворов побеждал «тысячи воинств, стен и затворов» с «горстью россиян»). В произведении «низкая» лексика соседствует с «высокой», что вообще характерно для творчества Державина. Это позволяет добиться большей выразительности.

В первых строках стихотворения опечаленный потерей лирический герой мягко укоряет некстати распевшегося снегиря. В финале он восклицает: «Полно петь песню военну, снигирь!». С кончиной Суворова умолкли песни славных побед.

По писателю: Державин Гавриил Романович