Образ Фролло в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Роман «Собор Парижской Богоматери» впервые вышел в 1831 году. Написанная в спешке книга стала самым известным произведением Гюго. История о роковых страстях легла в основу нескольких фильмов, мюзикла, двух опер и балетов. Главный злодей романа – Клод Фролло, личность, раздираемая противоречиями и обуреваемая страстями.

Клод Фролло – архидьякон собора Парижской богоматери. Гюго довольно подробно знакомит читателей с его прошлым. С детства его готовили к церковной карьере, он был прилежным учеником и постижение теологических наук и не только их давалось ему легко. Родители Фролло умерли от чумы, после чего на попечении молодого человека остался малютка-брат. Кроме того, архидьякон – приемный отец Квазимодо, которого подбросили в соборные ясли. Несмотря на то, что Фролло служит церкви, он увлекается алхимией, пытаясь таким образом найти ответы на те вопросы, на которые не сумело ответить богословие. Исходя из текста романа, сложно однозначно сказать, действительно ли верит архидьякон в Бога. Зато точно понятно, что выдающийся разум Фролло не мог в полной мере раскрыться в Средневековье.

На момент действия романа возраст Фролло – 35 или 36 лет. В начале Гюго описывает его, как человека седовласого и лысеющего. Дальше с внешностью персонажа происходит что-то странное. В главе «Бред» архидьякон рвет на себе волосы, чтобы проверить, нет ли седины. В финале же он только начинает седеть и лысеть. Можно объяснить эти несоответствия невнимательностью Гюго, который создавал роман в сжатые сроки. Но есть и другая версия – писателю важнее было продемонстрировать эмоциональное состояние персонажа через изображение его внешности.

Встреча с Эсмеральдой приносит Фролло любовь, но не духовную и возвышенную, а плотскую и низменную. И в этом заключается важное противоречие: священник, давший объект безбрачия, вожделеет уличную танцовщицу да так сильно, что готов ради нее пойти на поступки, которые его сану не соответствуют. Обуреваемый страстью Фролло дважды пытается склонить Эсмеральду к греховному сожительству с ним, но получает отказ. Он обрекает девушку на погибель, следуя принципу Карандышева из «Бесприданницы» Островского: «Так не доставайся ж ты никому!». Впрочем, и самого его ждет трагический конец: Фролло убивает Квазимодо.

Клод Фролло – главный антагонист «Собора Парижской Богоматери», ключевой двигатель фабульного действия. С одной стороны, перед читателями предстает образ типичного священнослужителя, которого изнутри съедает страсть к женщине. Такого плана персонажи – наследие готического романа. С другой стороны, Фролло напоминает другого ученого, неудовлетворенного имеющимися у него знаниями, - доктора Фауста. Архидьякон – плоть от плоти мрачной стороны Средневековья. Он занимается алхимией, не брезгует использовать информации, добытую в результате пыток. В то же время Фролло произносит пророческую и крайне важную для Гюго фразу: «Это убьет то», то есть книгопечатание положит конец готической архитектуре. Наконец, именно архидьякон пишет на стене Нотр-Дам-де-Пари слово «рок» по-гречески, тем самым обозначая один из центральных мотивов романа.

По произведению: 

По писателю: Гюго Виктор