«Пейзаж», анализ стихотворения Майкова

История создания

Стихотворение «Пейзаж» Аполлон Майков написал в 1853 г. в возрасте 32 лет и опубликовал в 1858 г. в журнале «Подснежник» № 2. Стихотворение вошло в цикл «На воле». Он состоит из стихов, описывающих природу в разное время года и жизнь человека в тесной связи с природой.

Литературное направление и жанр

Исходя из названия, стихотворение относится к жанру пейзажной лирики. Описывая природу, автор сам оказывается внутри картинки, превращаясь в лирического героя. Его состояние – отрешённость от всех житейских проблем, сосредоточенность на вечном. Несомненно, пейзаж Майкова очень реалистичен, как будто написанные словами пейзажи Шишкина. Традиция соединения пейзажа с бытовыми картинками встречае тся ещё уПушкина в «Евгении Онегине». Через 20 лет после Пушкина Майков обращается к тем же образам: жучка, крестьянский быт и крестьянский мальчик.

В личности Майкова слились два таланта – художника и поэта. В юности он сделал выбор в пользу поэзии ещё и потому, что имел слабое зрение. Но продолжал писать любимые пейзажи словом.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 30 стихов, причудливо срифмованных между собой, на первый взгляд, без особого порядка. Чередование разных видов рифмовки создаёт то четверостишья, то двустишья, которые не всегда совпадают с интонационной завершённостью предложений.

Стихотворение начинается с появления лирического героя в первых четырёх стихах. Он идёт, куда глаза глядят, по лесной дороге. Глагол, с которого начинается стихотворение – люблю. Он создаёт настроение стихотворения. Весь «Пейзаж» о том, что любит лирический герой. А любит он созерцать гармонию природы.

Следующие 12 стихов описывают осенний лес, который видит вокруг лирический герой. Потом лирический герой выходит на опушку, где на реке стоит мельница. Созерцание бытовой картинки (воз, на котором дед тешит внучка, вертящаяся вокруг и лающая жучка) завершает пейзаж.

Тема стихотворения – созерцание осенней природы, находящейся в гармонии с человеком. Основная мысль состоит в том, что именно близость с природой делает человека счастливым, способным наслаждаться собственной жизнью.

Тропы и образы

В начале стихотворения возникает образ лесной дорожки. Поэт использует уменьшительно-ласкательный суффикс для её обозначения, но при этом лесная дорожка – это что-то извечно существующее (эпитет глубокая колея) и бесконечное (метафора нет конца пути).

Лес описан яркими эпитетами: лес и ельник зелёные, осинник жёлтый. Цвет передают даже глаголы: лес пестреет, осень румянит клёны. Природа в стихотворении живая, что отражено в олицетворениях: осень румянит клёны, осинник бьёт тревогу, папоротник дремлет. Сравнения традиционны для описания природы: лист устлал дорогу, как ковёр, опавшие листья подобны водам. А вот сравнение красных мухоморов со спящими сказочными карлами необычно.

Майков – мастер и зрительных, и слуховых образов: лирический герой не только производит шум, шуршание листьев, но и слышит малейший шорох в чаще.

По одной детали читатель способен дорисовать целую картину: косой солнечный луч обозначает наступление вечера, тяжёлый воз – свидетельство его загруженности мукой, которую дед везёт с мельницы. Тяжёлая работа крестьян – залог их благополучия.

Старик и дитя – не просто образ семейной идиллии, но и тип взаимоотношений между поколениями крестьян, когда «деда страхом тешит внучка». Весёлая жучка – непременный атрибут счастливого крестьянского детства, как и детства дворянских детей. Поэтому для лирического героя пушистая жучка в лесном сумраке – неизменно счастливое завершение хорошего дня, такого же, как в детстве.

Целый пейзаж составляется из отдельных картинок, которые отделены друг от друга многоточиями. Лирический герой описывает всё, на что падает его взгляд. В такой безыскусности особая прелесть стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, как и образец для подражания – «Евгений Онегин» Пушкина. Женские рифмы в стихотворении чередуются с мужскими. Перекрёстная рифмовка четверостиший чередуется с парно срифмованными двустишьями. Одно четверостишье имеет кольцевую рифмовку.

По произведению: 

По писателю: Майков Аполлон Николаевич