«Весна» (Уходи, зима седая!..), анализ стихотворения Майкова

История создания

Стихотворение «Весна» посвящено мальчику Коле Трескину – родственнику автора (племяннику и крестнику его брата Леонида – известного историка русской литературы). Такие посвящения вообще были приняты в большой и дружной литературной семье Майковых.

Это позднее стихотворение обычно датируют 1880 годом. В это время действительный статский советник А.Н.Майков (с 1888 – тайный советник), состоя в должности старшего цензора Санкт-Петербургского комитета цензуры иностранной и фактически исполняя многотрудные обязанности председателя данного комитета, практически отошел от литературного творчества, занимаясь лишь подготовкой полного собрания своих сочинений, которое ему посчастливилось увидеть изданным еще при жизни (в 1893 году).

Жанр и литературное направление

Стихотворение «Весна» из цикла «Дома» – классический образчик не только пейзажной лирической зарисовки, но и вообще «домашней» лирики, написанной как бы специально для учебников, антологий и хрестоматий, предназначенных для семейного и детского чтения, и недаром оно по сей день охотно включается в репертуар чтения младших школьников. Традиционность, даже некоторая трафаретность образов такой поэзии – ее достоинство, а не недостаток: стандартность образов обеспечивает их узнаваемость и облегчает именно детское прочтение таких стихотворений.

Если говорить о литературном направлении, то и на этом стихотворении (как это часто случается у Майкова) лежит неистребимая печать классицизма (однозначное олицетворение Добра и Зла в далеко не однозначных явлениях природы, россыпь старославянизмов и т.п.). Однако именно умение «оживить» классические образы – сильная сторона таланта Аполлона Майкова, заставлявшая умиляться читателей. Один из них - Николай І, наградивший юного поэта стипендией на поездку в Италию за первую, ещё в 20 лет составленную, книжку. Другой - Виссарион Белинский, увидевший в новом даровании прилежного ученика самого Пушкина. В отличие от своего учителя, Майков не менялся вместе с веком и не принимал никаких перемен в искусстве, равно как и в исторической действительности. Поэтому вряд ли будет правильно бодрость ритма и живость метафор, любовь к природе и наблюдательность пейзажиста (академической школы, а не школы передвижников) принять за реализм, хотя и романтиком Аполлон Майков никогда не был. Недаром он поэт антологической школы: его классическая, идущая от античности образность и циклически сменяющиеся пейзажи, без всяких примет живой современности, ставят его в ряд поэтов «вне времени и пространства», если не считать приметой времени любовь к архаической лексике – архаической уже и для 1880 года, когда было написано стихотворение «Весна». Впрочем, кроме не всегда понятных старославянизмов, ничто не мешает юному или вообще любому не испорченному знакомством с Некрасовым читателю насладиться живостью и простотой майковских образов – «чистым искусством», столь любезным сердцу этого поэта.

Тема, основная мысль и композиция

Тема – неизбежность победы долгожданной весны над опостылевшей зимой – роднит это стихотворение со знаменитым тютчевским «Зима недаром злится…», где точно так же девушка Весна дерзко и весело побеждает старую ведьму – Зиму. Основные мысли обоих стихотворений абсолютно сходны, ибо банальны: как неизбежна смена времен года, так неизбежны смена поколений и победа всего нового и молодого надо всем старым и отжившим свое. При этом оба поэта в жизни придерживались скорее консервативных взглядов и отстаивали именно право на существование всего традиционного, «идущего на слом» в пылу неудержимых общественных перемен середины и второй половины ХІХ века.

Однако в отличие от Тютчева, решавшего эту лирическую задачу путем изображения простой бытовой сценки (или карнавального действа) между Красавицей и Старухой, Майков бросает на помощь Весне весь классицистический (антологический) арсенал, от колесницы до знамени. Впрочем, при внимательном рассмотрении всё это весеннее вооружение оказывается лишь деталями весеннего пейзажа: колесница – солнцем, знамя – роем бабочек и т.п.

Композиция лирического сюжета решена в виде развертывания наступления Весны. Оно начинается стремительным падением золотой колесницы «с горней вышины» на землю, еще пребывающую в зимнем плену. Колесницу Весны сопровождает «армия» ветерков, ливней и лучей, какофония звуков («А что шума, что гуденья…»), в которой уже то ли неразличимо, а то ли и неважно, что гудят (если строго следовать синтаксису третьей строфы) и лучи, а не только ливни. Тут следовало бы пустить в ход лук и стрелы – но достаточно и простой улыбки Весны, чтобы противник в ужасе бежал в овраг (в четвертой строфе). Наконец (в пятой и последней строфе) бегущего по оврагам противника безжалостно настигает рой пчел, а за ним и рой бабочек, развернутый как пестрое знамя окончательной победы Весны над Зимой.

Тропы и образы

Главный и ключевой троп - олицетворение – создает противоборствующие образы Зимы и Весны. На эти стержневые образы легко нанизываются как скрытые (метафоры), так и (в финале) открытое сравнение: «И летит победным флагом пестрых бабочек отряд!»

Метафоры (колесница золотая – солнце; царица цветов – весна; белый саван, сползающий в овраг, в кусты, – снег) не просто создают лирический пейзаж, но и непосредственно служат развитию лирического сюжета.

Эпитеты многочисленны и весьма традиционны: Зима седая, красавица Весна, колесница золотая, горняя вышина, старая тщедушная (старуха Зима), воздушная армия благовонных ветерков, теплые ливни и лучи, саван белый, победное знамя, пестрых бабочек отряд. Они довершают образы, придают им выпуклость и ясность.

Размер и рифмовка

Четырехстопный хорей и перекрестная рифмовка полностью повторяют некоторые стихотворения Пушкина. Ср. «Бесы», где эти размер и рифмовка выполняют ту же самую функцию, что и в «Весне» Майкова, т.е. создают ритмический фон напряжения всех сил природы и душевных сил лирического героя, стремящихся вырваться из снежного плена – освободиться от смертного белого савана демонических, «зимних» сил.

По произведению: 

По писателю: Майков Аполлон Николаевич