«Сфинкс без загадки», анализ рассказа Уайльда

История создания

Рассказ «Сфинкс без загадки» был создан в 1887 г. и опубликован в сборнике «Преступления лорда Артура Сэвила и другие рассказы». Уайльд был блестящим рассказчиком, по свидетельству современников, он сочинял свои истории прямо в процессе повествования и записывал далеко не все.

Литературное направление и жанр

Всё творчество Уайльда – полемика с современниками, с моралью и нравственностью викторианской эпохи, с предыдущими литературными направлениями. Уайльд полемизирует с культурными стереотипами 19 в., которые реализуются в традиционных сюжетах, жанрах, художественных особенностях. То есть Уайльд отталкивается от существующих в литературе и культуре форм, которые иронически переосмысливает.

Например, в рассказе «Сфинкс без загадки» переосмысливается жанр фельетона, которому свойственна актуальность, динамичность, сатирическое и пародийное отношение к событиям. Таким образом, Уайльд разрушает художественную форму, иллюзию упорядоченности и гармоничности вселенной, ставя превыше всего красоту, эстетическое в реальном мире.

Лорд Мэрчисон живёт по стереотипам романтической картины мира, согласно которой жизнь полна неразрешимых загадок. Лорд не может примириться с тем, что загадки не было, что леди – обычная женщина, ведь обыкновенность презираема романтиками.

Уайльд, в свою очередь, насмешливо наблюдает, как рассказчик разрушает правду и стереотипы друга, а заодно и читателя. Несмотря на правдивое название, читатель ожидает, когда будет дана разгадка к загадке. Но модернист Уайльд не только не разгадывает загадку, но и отрицает само её наличие. Мир интересен и красив сам по себе, а не согласно какой бы то ни было концепции.

Тема, основная мысль и проблематика

В рассказе поднимается важнейшая философская проблема сущности жизни и самого мира. Мир прекрасен сам по себе и не вписывается ни в какие схемы. Сфинкс без загадки – это символ нелепого разочарования в жизни. В Сфинксе не стоит искать загадку, стоит наслаждаться его красотой!

Сюжет и композиция

Герой-рассказчик встречает в парижском кафе своего давнего знакомого, лорда Мэрчисона, с которым не виделся 10 лет. Тот рассказывает историю своей любви к леди Элрой. Маленькое по размеру произведение представляет собой рассказ с обрамлением. Внешние рамки – осмысление внутреннего сюжета – истории любви.

Лорд влюбился в загадочную вдову именно потому, что она вела себя таинственно. Если для романтического сюжета характерны предопределённые судьбой встречи, то героиня сама устраивает невстречи, как бы противостоит судьбе. Её ждал счастливый брак с таким же, как она сама, милым обывателем. Но лорд не смог связать свою жизнь с дамой, которая отказывается раскрыть свою тайну. Оба героя получают возмездие по законам романтического жанра: дама умерла от воспаления лёгких, герой потерял покой, узнав, что леди просто напускала загадочность.

Герои рассказа

Образ героя-рассказчика близок к личности Уайльда, который учился в колледже Магдалины в Оксфорде. Именно в оксфордском колледже рассказчик познакомился и подружился с лордом Мэрчисоном.

Рассказчик необыкновенно умён и проницателен. Он не только сразу чувствует, что причина возбуждённого состояния лорда – женщина, но и легко догадывается о сущности леди Элрой и её тайне.

Лорд Мэрчисон – главный герой рассказа. Он милейший человек, красивый, весёлый и благородный. Он живёт по законам общества, непререкаемо принимая его устои – религию и политическое устройство. Единственный его недостаток состоял в «страсти всегда говорить правду». Именно это качество привлекало к нему товарищей и вызывало благоговение.

Через 10 лет характер лорда изменился, он казался озабоченным, смущённым и неуверенным. Все дальнейшие события показывают истинную причину такого состояния. И это не просто следствие размолвки с женщиной, но следствие крушения всей жизненной концепции героя. Человек, который верит в Библию и добропорядочность палаты лордов, всегда ищет объяснение материально-вещному миру в неких концепциях и схемах. Жизнь, не соответствующая концепциям, рушится для героя, но он не готов отказаться от своих умозаключений, принять богатство и неупорядоченность жизни как таковой .

Лорд должен понять женщину, хотя рассказчик считает, что женщин надо просто любить, а не понимать. В полной мере этот афоризм применим и к жизни, которую не всегда нужно стараться понять, с точки зрения автора.

Леди Элрой – идеал женской красоты того времени: высокого роста, гибкая, большие неопределённые глаза, распущенные волосы. Она похожа на ясновидящую, рассказчик называет её Джокондой в соболях, её красота казалась рассказчику «сотканной из многих тайн».

Трагедия этих отношений состоит в том, что лорд любил в леди просто женщину и загадочность сводила его с ума. Но признать, что она просто женщина, напустившая на себя флёр загадочности, «самая обыкновенна женщина с манией таинственного», он не смог.

Художественное своеобразие

В рассказе Уайльд пародирует романтическую форму, показывая, что окостенение формы всегда приводит к смерти содержания. Иронически осмысливаются поступки лорда, который не садится в жёлтую коляску (плохие воспоминания), возвращает, не читая, письмо леди с объяснениями, наконец, уезжает, не желая выяснять суть дела. Если бы он отступил от романтических стереотипов, он вступил бы в счастливый брак.

Парадоксальность «Сфинкса без загадки» состоит в том, что для Уайльда не укладывающийся в схемы и теории мир – это тоже концепция. Герой-рассказчик легко решает загадку «Сфинкса без загадки», потому что он находится вне романтического мироустройства героев. Но рассказчик тоже невольно создаёт свою картину мира. Мир рассказа прост, даже упрощён, лишён глубины. Он прост, схематичен и умозрителен, сведён к сюжету, лишён подробностей и жизненности. Сам писатель дал рассказу подзаголовок «офорт». Это графический жанр, когда на листе появляется отпечаток рисунка, сделанного на металле. Действительно, мир «Сфинкса без загадки» чёрно-белый. Загадочная леди превращается в скучную обывательницу, а в жизни истина находится где-то посредине.

По писателю: Уальд Оскар