«Весна», анализ стихотворения Полонского

Приближение весны вызывает в душе каждого желание перемен, обновления. И если в природе этот процесс повторяется из года в год, то жизнь человека не всегда может меняться так кардинально. И все-таки многие поэты обращаются к описанию весны, чтобы вновь и вновь вызвать у читателя душевный трепет и мечты о начале чего-то нового в жизни.

Признанными мастерами «весенней» лирики были и остаются поэты второй половины XIX века Афанасий Фет и Федор Тютчев. Но есть в истории русской литературы еще одно имя — поэта Якова Петровича Полонского. Этот мастер художественного слова родился и вырос далеко от столицы — в провинциальной Рязани, а детство свое провел на тихих окраинных улочках. Богатое от природы воображение и мечтательность проявились уже в детстве: младшие братья с удовольствием слушали его волшебные сказки, а соседский мальчик в период отрочества стал первым критиком его поэзии.

Уже будучи поэтом, Полонский путешествовал по Кавказу: его интересовал грузинский фольклор. Создавая стихотворные очерки о жизни горцев (так называли тогда жителей Кавказа), он не только поэтически описывал богатую природу Кавказа, но и часто изображал ее карандашом, а иногда и пером. Некоторое время Яков Петрович даже подумывал стать художником, однако призвание поэта все-таки одержало верх.

В студенческие годы Якову Петровичу пришлось быть гувернером для детей из обеспеченных семей, чтобы готовить их к поступлению в высшие учебные заведения. Репетиторство было для него унизительным занятием, порой он жил в хозяйском доме и ничем не отличался от прочих слуг. Недаром уже в зрелом он писал, что слово «гувернер» имеет клеймо безденежья — того, что в Петербурге не прощается.

Стихотворение «Весна» было написано в 1853 году и тогда же опубликовано в журнале «Современник». На первый взгляд, незатейливое, всего из трех четверостиший стихотворение передает радость от того, что весна вновь «воротилась» после долгой зимы. Однако используемый прием параллелизма, призванный через образы природы ярче раскрыть внутренний мир героя, скорее, противопоставляет состояние весенней природы и эмоциональное состояние лирического героя.

В природе «просыпаются силы земные», а «усталого» героя «клонит ко сну», ночной ветерок приносит запах черемухи, призывая к обновлению чувств, но сердце героя плачет, потому что он вынужден сидеть и трудиться: «А нужда задает мне урок». Но печальнее всего звучит завершающее четверостишие: это призыв-обращение к любви — «праздной жизни подруге». Она «не сумела ужиться с трудом», поэтому со слезами простилась с героем, чтобы тайком улыбнуться другим — тем, кому нет нужды зарабатывать на жизнь таким тяжелым и унизительным способом.

Стихотворение написано трехстопным анапестом — трехсложным размером, звучание которого замедляет ритм. Замедленное звучание отражается и в интонационном рисунке: только в первой строчке поэт использует восклицательный знак, чтобы передать радость от возвращения весны. Далее Полонский каждое предложение заканчивает точкой, словно обрубая этот прожитый момент жизни. И только в последнем четверостишии появляется многоточие как символ недосказанности и одновременно надежды.

В какой-то мере стихотворение «Весна» Якова Полонского можно считать знаковым, ведь здесь проявляется его излюбленный прием: погрузить бытовой сюжет в атмосферу « пророческих снов» . Действительно, уже в следующие несколько лет поэта ждут скитания по Европе, счастливая, но короткая любовь (первая жена умерла от тифа через два года после свадьбы, а перед этим умер полугодовалый сын), тяжелая травма и второй брак. Противостояние грезы и реальности, воссозданное в стихотворении, усложняет, утончает восприятие стихотворения.

Эта особенность поэзии Якова Полонского — психологическая глубина, смысловая многозначность, напевность, «щемящая поэзия русской национальной жизни», по меткому определению Ф. М. Достоевского, — сделали стихотворения поэта известными и востребованными. Не случайно многие из них («Вечерний звон», «Мой костер в тумане светит», «Мгновения») были положены на музыку и до сих пор исполняются как русские романсы.

По писателю: Полонский Яков Петрович