«Ванина Ванини», художественный анализ новеллы Фредерика Стендаля

Семилетнее пребывание в Италии, наличие двух друзей-карбонариев и начавшееся в 20-х годах XIX века преследование сторонников национального освободительного движения не могло не отразиться в творчестве Стендаля. Новелла «Ванина Ванини» стала литературным мостиком между реальностью и вымыслом, историей и фантазией. В ней писатель проявил себя и как невероятный романтик, и как уже зарождающийся реалист.

Сочетание двух литературных направлений позволило Стендалю показать внутреннюю трагедию двух молодых людей, охваченных разнонаправленными страстями: любовью к человеку (княжна Ванина Ванини) и любовью к Родине (бедный карбонарий Пьетро Миссирилли).

Сюжет новеллы основан на реальном историческом событии – борьбе венты (одной из ячеек организации по освобождению Италии от иностранного владычества) карбонариев и её гибели. Движущей силой сюжетой явился человеческий (женский) характер – страстный, гордый, желающий добиться своего любой ценой.

Композиция новеллы – классическая для романтических произведений данного жанра. В начале даётся экспозиция – бал во дворце герцога Б., во время которого читатель знакомится с красавицей-княжной Ваниной Ванини и узнаёт новость о побеге из тюрьмы Святого Ангела одного из заключённых. Предзнаменованием будущих событий становится ответ главной героини на вопрос племянника губернатора – Ливио Савелли о том, кто бы мог понравиться ей: «Молодой карбонарий... По крайней мере он что-то совершил, а не только дал себе труд родиться». Завязкой сюжета служит взаимная влюблённость главных героев – Ванины Ванини и Пьетро Миссирилли, показанная в развитии и снабжённая как описанием характеров персонажей (гордая, честолюбивая, страстная, презрительно относящаяся к людям, стоящим ниже её по духовному развитию – Ванина и обладающий сильно развитым чувством собственного достоинства – Пьетро), так и психологией развития отношений (первоначальная холодность княжны, дружеское обращение карбонария, специально не говорящего о любви, чтобы разжечь страсть в душе девушки, быстротечная ненависть Ванины, закончившаяся вспышкой любовного признания).

Страстность, лежащая в основе характеров главных персонажей, обусловлена их национальностью – горячей, южной итальянской кровью. Подобная социальная детерминированность указывает на реалистичность художественных образов, но во всём остальном герои остаются романтиками. Характер Ванины Ванины практически не претерпевает изменений: охваченная страстью она готова на всё ради любимого – поддержать его деньгами и оружием, погубить ради него свою честь, послать на смерть его друзей и спасти его от неминуемой смерти. Пьетро Миссирилли не столь статичен в своём отношении к жизни: любовь к прекрасной княжне становится всего лишь промежуточным этапом в его «карьере» карбонария – человека, отдавшего своё сердце на служение Родине. Поняв, что мысли, устремлённые к любимой женщины, мешают его политическим начинаниям, Пьетро постепенно отдаляется от Ванины, а когда его последняя вента оказывается преданной, он и вовсе решает, что причина всех его неудач – в греховности подобной любви.

Конфликт новеллы обнаруживается в предательстве Ванины Ванини, совершённом во имя любви: желая привязать Пьетро к себе, она сдаёт его товарищей по оружию кардиналу-легату, обнаруживая тем самым полнейшее безразличие к личным и духовным интересам своего возлюбленного. Развязка конфликта, кажется, длится бесконечно: Ванина Ванини мучается угрызениями совести; приходит в ужас от того, что её замысел пошёл во вред Пьетро, решившего сдаться и быть вместе со всеми; пытается узнать последние новости о судьбе молодого карбонария; расставляет в ключевых местах своих людей (в доме губернатора и тюрьме Святого Ангела); шантажирует Савелли-Катанцару смертью, чтобы спасти любимого. На решающем свидании в тюремной часовни Ванина Ванини признаётся Пьетро в совершённом, но оказывается брошенной ещё за долго до роковых слов: даже не зная о том, что сделала его возлюбленная, карбонарий уже понял всю тщетность попыток совместить любовь к женщине с любовью к Родине, заменить же одну на другую он не мог никогда.

Заканчивается новелла, как и положено этой жанровой форме, неожиданно: в то время как Пьетро ведёт себя, как отчаянный патриот, готовый убить любимую женщину за предательство товарищей и Италии, Ванина Ванина – неизменно страстная и готовая пойти на всё ради своего возлюбленного, возвращается в Рим и выходит замуж за Ливио Савелли. Её страстная мольба к Богу и данный романтический обет – покарать предателя (то есть, саму себя) взамен на спасённую жизнь Пьетро – остаётся невыполненным. Тем самым Стендаль вновь утверждает реалистическое начало действительности, в которой Ванина Ванини любит лишь до тех пор, пока ей есть за что сражаться. Проиграв на «поле чувств», она вновь возвращается в привычное её сословию состояние благовоспитанной девушки, выбравшей наиболее выгодную партию среди женихов (Ливио – племянник губернатора Рима и министра полиции). О судьбе Пьетро Стендаль не говорит ничего, да это и не нужно, поскольку главный герой всё сказал о себе сам: он будет либо сражаться за свободу Италии, либо закончит свою жизнь в тюрьме. Другой судьбы у молодого патриота нет!


По произведению: 

По писателю: Стендаль Фредерик