«Страна Муравия», анализ поэмы Твардовского

Поэма «Страна Муравия», написанная в 1934-36 годах и посвященная сталинской коллективизации, создавалась в условиях, очень сложных для Твардовского. Еще в начале 1930-х его семью раскулачили, а сам он на протяжении нескольких лет подвергался травле со стороны собратьев по перу. Благодаря содействию автора «Катюши» и «Одинокой гармони» М. В. Исаковского поэму впервые напечатали в апрельском номере журнала «Красная новь» за 1936 год. Позже в Смоленске увидело свет отдельное издание, в которое цензура внесла серьезные правки. В Москве произведение встретили тепло. В 1941 году Твардовский получил за него Сталинскую премию второй степени. Призовые – 50 тысяч рублей – он полностью перечислил фронту.

Как говорилось выше, с коллективизацией Твардовский был знаком не понаслышке. В марте 1931 года семью поэта депортировали как кулацкую. До этого она пыталась заплатить налог, которым облагались единоличники, но безуспешно. Ее отправили на северный Урал, где ей пришлось разбирать завалы бревен и сплавлять их по реке. Причем работать вынуждали даже детей. Сам Твардовский покинул семью еще в 1928 году, но после депортации формально отказался от нее, сделав выбор в пользу революционных идеалов. При этом нельзя сказать, что отречение прошло для него безболезненно. Поэт мучился от угрызений совести, был раздираем внутренним конфликтом. Он постарался убедить себя в том, что с его семьей поступили справедливо, ведь партия считала раскулачивание обязательным этапом коллективизации.

Страна Муравия – земля обетованная, которую пытается отыскать главный герой поэмы. Ее название – вымышленный автором топоним. По признанию самого Твардовского, слово Муравия позаимствовано им из крестьянской мифологии. Вероятно, оно означает «некую конкретизацию вековечной крестьянской мечты, мечтаний и легендарных слухов о вольных землях, о благодатных далеких краях, где текут молочные реки в кисельных берегах и т. п.». И здесь, естественно, вспоминается слово мурава, которое нередко встречается, например, в народной поэзии. В самой общей форме употребления его значение – молодая, сочная трава ярко-зеленого цвета. В итоге у читателей возникают ассоциации с весной, рождением новой жизни, достатком, процветанием.

Поэма рассказывает о путешествии крестьянина Никиты Моргунка. Он оставляет семью и хозяйство ради того, чтобы найти загадочную страну Муравию, о которой ему рассказывал отец. Движет им нежелание вступать в колхоз. Хоть раз Никите хочется пожить самостоятельно, чтобы ни от кого не зависеть, а возможно это, по мнению Моргунка, только в Муравии. Герой выдвигается в путь на телеге, запряженной конем. Этого коня Никита ценит крайне высоко, считая, что больше на свете таких нет. В дороге Моргунок встречает самых разных людей, например, странствующего попа, оказывающего за деньги религиозные услуги нуждающимся, а также посещает различные места, среди них – образцово-показательный колхоз.

В «Стране Муравии» на примере Никиты автор показывает процесс становления нового, социалистического сознания. Интересно, что Твардовский почти ничего не говорит о прошлом Моргунка. Читатель получает минимум информации: главный герой крещен, женат, любит работать на току, дружит со сватом. Кроме того, Никита не показан и после того, как завершилась его трансформация и он принял решение все-таки присоединиться к колхозу. Для Твардовского крайне важно изобразить, как меняется отношение Моргунка к колхозному строительству. Поэтому мало что известно о Никите как семьянине, например. Вместе с тем по ходу развития действия становится понятно, что Моргунок – хороший в общем-то человек. При встрече с бывшим кулаком Бугровым он делится с ним едой. Когда этот самый Бугров крадет у него коня и вместе с тем бросает своего сына на произвол судьбы, Никита жалеет мальчика и продолжает путь вместе с ним.

Изначально Моргунок не хочет быть членом колхоза, так как полагает, что коллективный труд обезличивает человека и лишает свободы действий. В то время, как страна кардинально меняется, он ищет спокойной жизни. Никита сталкивается с двумя противоположными силами. С одной стороны, победивший социализм в лице того же председателя колхоза Фролова, с другой, старое и обреченное на гибель, которое представлено, в частности, попом. Что касается самого Моргунка, то в его образе типизированы идеалы крестьян-середняков 1930-х годов. Никита не горит желанием вступать в лагерь врагов советской власти, но в то же время вплоть до финала у него нет стремления присоединяться к тем, кто занят активным строительством новой жизни.

«Страна Муравия» тесно связана с некрасовской традицией. В частности, с поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Среди общих черт – наличие множества персонажей, реалистичное изображение народных характеров, соединение напевности с разговорностью. Кроме того, заметна связь произведения Твардовского с фольклором, а также поэмами-путешествиями наподобие «Дона Жуана» Байрона.

Летом 1970 года Твардовский готовил свои произведения для «Библиотеки всемирной литературы» и перечитал «Страну Муравию». Тогда он сказал литературному критику В. Я. Лакшину: «Знаете, как опасно перечитывать старые свои сочинения: все не так, все не нравится. Но вот «Муравия», такая молодая ведь, на многое я смотрю сейчас иначе, а почему-то ничего не стыд­но. Ничего не стыдно».

По писателю: Твардовский Александр Трифонович