«Впрок», анализ повести Платонова

История повести Андрея Платонова «Впрок», жанр которой сам автор определил как «бедняцкая хроника», вошла в историю всей советской литературы. Первоначально принятая критикой вполне благосклонно, впоследствии, с подачи самого И. В. Сталина, она превратилась в «кулацкую» хронику, сам Платонов был назван «вражеским агентом», а на него была организована настоящая травля.

Что же вызвало негодование Сталина? Почему он решил, что эта повесть была написана Андреем Платоновым «с целью развенчания колхозного движения»? Ведь завершалась повесть «Впрок» искренней надеждой повествователя на то, что «коммунизм наступит скорее, чем пройдет наша жизнь, что на могилах всех врагов, нынешних и будущих, мы встретимся с товарищами».

«Впрок» — очерковая повесть, объединенная образом героя-повествователя, «странника по колхозной земле». Это своеобразная эпическая хроника 1930 года, следующего за «годом великого перелома», когда была осуществлена «с потом и кровью» великая задумка И. В. Сталина — коллективизация. Произведение строится как встречи и разговоры в пути по самым насущным политическим, экономическим, социальным, нравственным проблемам и дает точный срез времени. Андрей Платонов не иллюстрировал государственные вопросы колхозного движения, а честно проверял все установки партии жизнью.

Вместе с путником-повествователем, свидетелем героических, но одновременно трогательных и печальных событий, и разнообразными героями автор стремился увидеть и понять, что действительно будет «впрок», пригодится народу в его переворотившейся жизни, а что следует изжить, отринуть в пути. Это эпическая хроника, разворачивающаяся «в глуши глубокой страны».

Начинается действие хроники в марте 1930 года, когда «некий душевный бедняк», измучившись «заботой за всеобщую действительность», садится в поезд дальнего следования и выбывает из Москвы — «верховного руководящего города». Автор выделяет главное достоинство героя: он не мог лгать, к социализму относился «бережно и целомудренно», хотя и не сумел «найти слов для изъяснения коммунизма в собственном уме». Он путешествует по местам проведения коллективизации и дает свою оценку — оценку человека, в котором пока нет большевистской твердокаменности.

Героями многих произведений литературы 30-х годов ХХ века были пролетарии — рабочие люди. Но если большинство представителей пролетариата выполняло свою работу бездумно, «по указке партии и правительства», то герои Платонова искали в этом смысл, за что часто и страдали. Недаром критик М. Геллер утверждал, что «основные произведения Платонова построены по одной модели: это «метафизическое путешествие» в поисках счастья и в глубь себя…»

Сперва герой едет в черноземные районы страны. Как в русских народных сказках герой-правдоискатель ходит и встречает на своем пути разных людей, так и здесь появляются все новые и новые персонажи. Сперва ему предлагают побывать в колхозе «Доброе начало» и посмотреть, почему «колхозное солнце» не горит. Общим чувством всех колхозников была тревога и забота, и каждый старался показать себя более опытным и знающим и поучал другого.

Рассказчик посмотрел на «солнце»: это был деревянный диск с сотней стосвечных ламп, но проводка и предохранители перегорели. После производственного совещания было решено произвести «рационализацию солнца», только герой так и не увидел его яркого света, потому что отправился дальше. Встретил он и «борца с неглавной опасностью». Тот объяснил свою роль тем, что у него слабое сердце, а неглавная опасность «кормит главную».

Встретил он серьезных людей, которые «не слушают происшествия, а чувствуют их, не созерцают, а изучают». Даже «бога-отца» узрел: у этого старика с бородой, ясными очами и «благодушием пожилого лица» вокруг головы светился нимб, но периодически гас, так как зажимы на батарейке ослабли. Молодой комсомолец привез в свою зажиточную слободу «бога» в качестве технического доказательства, чтобы люди теперь уверовали в радио.

Вообще, героям Платонова свойственна вера, но не христианская, а вера как таковая. На вопрос Григория, верят ли теперь односельчане в радио, те отвечают: «Верим Господу и в шумную машину». Однако при этом герои Платонова, постоянно сталкиваясь с несовершенством мира и с объективными трудностями, возникающими в процессе строительства социализма, абсолютно верят в благо существующего строя.

Особое место в повести занимает история товарища Упоева, ежедневно тратившего «тело для революции» так, что даже его семья постепенно «вымерла от голода и халатного отношения к ней», а сам он в одну из ночей «сжег кулацкий хутор, чтобы кулаки чувствовали, чья власть». Его героическое стремление к социализму было вознаграждено: он лично встретился с Владимиром Ильичом Лениным, который воспринимается Упоевым как некая святыня. В финале «бедняцкой хроники» Андрея Платонова «странник по колхозной земле», получив от товарища Пашки напутствие «кипеть в одном классовом котле» с ним, осенью 1930 года уезжает в уральские степи.

Не понятая современниками повесть Платонова была запрещена к печати, но писатель не был контрреволюционером: он пытался показать, что лихорадочная, бешеная работа ― эта работа в пустоту, ведь она не учитывает самого человека. С идеей же коллективизации Платонов был согласен: его восхищала идея коллективного труда, в колхозах он видел прекрасный пример самопожертвования.

По произведению: 

По писателю: Платонов Андрей Платонович