«Взыскание погибших», анализ рассказа Платонова

Во время Великой Отечественной войны Платонов добровольцем ушел на фронт рядовым. Довольно быстро он стал военным корреспондентом и начал работать в газете «Красная звезда». Именно на ее страницах, в номере от 28 октября 1943 года, был впервые опубликован небольшой рассказ «Взыскание погибших». Правда, напечатали произведение под другим названием – «Мать». Первоначальный вариант не очень похож на тот, который сегодня принято считать классическим, так как впоследствии произведение подверглось значительным авторским изменениям. В версии, напечатанной в «Красной звезде», речь шла об одном из эпизодов битвы за Киев, а именно переправе советских войск через Днепр.

В январе 1943 года умер сын Платонова. Мальчика арестовали в мае 1938 года, когда ему было всего пятнадцать лет. Уже в сентябре огласили жестокий приговор – десять лет исправительно-трудовых лагерей. Отбывать наказание Платона отправили в Норильлаг. Писатель сделал все возможное, чтобы вызволить сына. В октябре 1940 года его старания увенчались успехом. Платон вернулся, но он был неизлечимо болен туберкулезом. Летом 1942 года его удалось отправить в санаторий. К сожалению, это не помогло. Вскоре после смерти сына Платонов задумал написать повесть о нем. По всей видимости она так и осталась нереализованным намерением. Частично замысел писателя нашел отражение как раз во «Взыскании погибших», где в центре внимания оказывается скорбь матери по умершим детям.

Заглавие рассказа – название иконы Богородицы, начало почитания которой на Руси приходится на XVIII век. Ей молятся об исцелении от недугов, спасении во время бедствий, о помощи в безнадежных ситуациях и защите от власти греха. Интересен и эпиграф, предпосланный автором: «Из бездны взываю». Здесь Платонов отсылает читателей к строкам из 129 псалма, который по содержанию представляет собой покаянную молитву: «Из глубины взываю к Тебе, Господи, Господи, услышь глас мой».

В центре повествования – мать, потерявшая детей и идущая «сквозь войну» к месту их последнего упокоения. Даже в горе ей удается сохранить божественный свет человечности, который ужасает врагов. Ее траурный путь лежит через опустошенные, сожженные, замученные земли. По пепелищу родной страны она доходит до финальной точки – могилы «нагих детей, умерщвленных, поруганных и брошенных в прах чужими руками». Всю ночь мать-сирота разговаривает с ними, винит себя в их смерти и вместе с тем обнимает могильную землю, увенчанную веточками креста. У Юнга мотив обвивания объятия интерпретирован как материнский символ дерева. Люди уходят во чрево земли, мать-природа способна дать им вторую жизнь лишь в качестве растений. В мае 1943 года Платонов прибыл вместе с военными в освобожденный Воронеж и записал в дневнике: «Умершие [могут] будут воскрешены, как прекрасные, но безмолвные растения цветы. А нужно, чтобы они воскресли в точности, – конкретно, как были».

Главную героиню Платонов назвал Марией Васильевной. Естественно, имя это выбрано им неслучайно. Во-первых, так звали мать писателя, которая была глубоко верующей женщиной. Во-вторых, если учитывать заглавие произведения, то семантика имени Мария обретает богородичные обертона. В результате «Взыскание погибших» получает связь со страстным евангельским сюжетом и апокрифом «Хождение Богородицы по мукам». Образ матери соотносится с образом Девы Марии, образы детей – с образом Иисуса Христа. По сути в произведении переплетены два мотива – материнской скорби и ненапрасной жертвы. В последнем случае речь идет о жертве за мир, о чем говорится в финале: «Мертвым некому довериться, кроме живых, – и нам надо так жить теперь, чтобы смерть наших людей была оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа и тем была взыскана их гибель».

По писателю: Платонов Андрей Платонович