«Прометей», анализ стихотворения Байрона

Образ Прометея — титана, принесшего людям огонь, — был и остается одним из самых популярных в отечественной и зарубежной литературе. Противостояние Прометея и Зевса воспето многими поэтами еще в Древней Греции: как не вспомнить трагедию Эсхила «Прометей прикованный»? Однако для английского поэта Джорджа Гордона Байрона этот античный герой стал своеобразным отражением его внутреннего «я».

Покинув Англию, не принявшую его свободолюбивых взглядов, Байрон поселился в Венеции, где и вдохновился образом древнегреческого титана. Прометей Эсхила настолько поразил воображение английского романтика, что он с восхищением написал о нем своему издателю и в том же году создал стихотворение «Прометей». Его герой — это не трагическая фигура, как у Эсхила, а борец с тиранией, олицетворял которую Зевс, заставивший приковать к скале Прометея, укравшего у Гефеста огонь, чтобы передать его людям и научить их наукам и ремеслам.

Самоотверженность древнегреческого титана и стала основным мотивом произведения английского лорда Байрона. Стихотворение состоит из трех частей, каждая из которых начинается обращением к титану. Важно отметить, что в первых строках поэт раскрывает отношение титана к простым смертным — людям: Прометей «без презрения глядел» на людей и их «земной удел». Далее поэт задается риторическим вопросом: что получил Прометей в награду за помощь людям? В ответе перечислены физические мучения гордого титана: «страданье», «напряженье сил», «удушливое бремя мук да стон».

Во второй части своего произведения автор выражает восхищение отвагой и силой Прометея, который знал, на какие муки себя обрекает, помогая людям. Эти пытки в сто крат сильнее от того, что они вечны, ведь титаны бессмертны. Значит, вечно орел будет прилетать, чтобы клевать печень Прометею за то, что Громовержец (так называет Байрон Зевса) не простил непослушания, а «Всесильный Рок» наделил даром бессмертья. И если кто-то только мечтает о вечной жизни, то Прометею теперь стоит думать лишь о приближении смерти.

Но нет! Гордый титан, по мысли поэта, «принял горький дар, как честь». Нечеловеческие пытки способен вынести только сильный духом, поэтому герой не сломлен «вселенской злобой» тирана. Лишь гордый взор и безмолвье получает в ответ на свой приговор Громовержец Зевс, от бессилья способный только выпускать дрожащие стрелы молний, которые не могут сокрушить дух гордого Прометея.

Третья часть стихотворения — призыв к людям быть похожими на древнегреческого героя. Доброта к людям стала его преступлением перед небесами. Надежда «осчастливить всех разумом» обернулась несмываемым грехом. Свободный выбор героя, его подвиг должен стать «величья образцом для человеческого рода». Прометей обретает в стихотворении английского лорда черты гражданственности, муже­ ства и бесстрашия, свойственные героям романтической поэзии.

В финале идея стихотворения приобретает несколько иной смысл. Да, Прометей может быть для человека образцом силы и бесстрашия, но он зависим от Рока. Человек же вправе выбирать путь сам, даже если он влачил «бесцельное существованье», его душа неизменна, когда она тверда. Поэтому человек может «торжествовать, и презирать, и Смерть в Победу обращать».

Так призыв к борьбе с тиранией, которую олицетворял Зевс, сменяется гордым гимном человеку, который может стать настоящим борцом за свободу, если в его душе просыпается истинное чувство. Это может быть чувство любви к родине, это может быть чувство гордости за свой род, свою семью. Это может быть и ненависть. Только сильное чувство движет человеческими поступками — такова позиция английского поэта-романтика.

Какое чувство двигало поступками самого Байрона, до сих пор остается загадкой. Однако в 1823 году он на собственные средства приобрел английский бриг, на котором с полутысячей солдат отправился бороться за освобождение Греции от турецкого ига. Вскоре он заболел лихорадкой и, простудившись под проливным дождем, умер в апреле 1824 года, перед этим в бреду говоря о том, что «Греции отдал и состояние, и здоровье, а теперь и жизнь».

Смерть Байрона, находившегося в отряде греческих повстанцев, подтвердила верность поэта идеалам свободы и справедливости. А стихотворение «Прометей» стало ярким проявлением романтических взглядов поэта, сформировавших основополагающие идеи всей английской литературы начала XIX века.

Ярый сторонник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и захватнической политики многих европейских государств, Джордж Гордон Байрон считается одним из самых значительных представителей прогрессивного направления в эпоху романтизма. Новаторство творчества Байрона, его художественный метод были положены в основу многих произведений современников поэта и развивались последующими поколениями художников слова.

По писателю: Байрон Джордж