«Тарас Бульба», краткое содержание по главам повести Гоголя

Глава 1

Действие повести происходит на Украине, в некие условные времена «Козаччины». Повествователь то ли сам путается в исторической хронологии, то ли стремится запутать читателя при помощи прихотливо и не всегда уместно упоминаемых исторических событий и просто дат, а также множества анахронизмов.

Начинается повесть с того, что Остап и Андрий, сыновья украинского козацкого полковника Тараса Бульбы, возвращаются в родной дом из Киева, где они учились в «академии». На самом деле учебное заведение с таким названием существовало в Киеве в XVIII – XIX веках. Но поскольку из всех подлинных исторических событий, на фоне которых происходит действие повести, хронологически последнее относится к 1638 году (восстание Остряницы), то и учебное заведение, в котором получили образование младшие Бульбы, можно считать лишь прообразом будущей академии, к тому же учреждённым буквально за несколько лет до начала описываемых событий (как бы специально для Остапа и Андрия!), а именно в сентябре 1632 года, когда объединились Киевская братская и Лаврская школы и в результате была создана Киево-Братская коллегия.

Как бы то ни было, нам сразу даётся понять, что высшее образование козацкой элиты, к которой принадлежит семейство Бульб, ещё более, чем в наше время, имеет скорее статусное значение, чем смысл необходимых жизненных знаний, умений и навыков.

– Это всё дрянь, чем набивают головы ваши, – прямо с порога заявляет сыновьям Тарас. – И академия, и все те книжки, буквари, и философия...

Бульба знает, о чём говорит: он ведь и сам получил образование в одной из таких «латинских» школ Украины, существовавших уже и во времена его юности, – быть может, в той же Киевской братской или Лаврской, а то и в Острожской славяно-греко-латинской школе, основанной ещё в 1576 году.

По случаю приезда сыновей Бульба «велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо» и «представил им сыновей, говоря:

- Вот смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю».

Гости единогласно одобрили его решение: мол, нет лучшей науки для молодого человека, нежели Запорожская Сечь.

Всё более входя в раж, Тарас вдруг заявляет:

«- Да когда на то пошло, то и я с вами еду! ей-Богу, еду. Какого дьявола мне здесь ждать? чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади они: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? я так поеду с вами на Запорожье, погулять; ей-Богу, поеду!».

К наступлению темноты пир был окончен. Тарас передал свою власть есаулу Товкачу, отдал все необходимые распоряжения и «вскоре захрапел и за ним последовал весь двор».

«Одна бедная мать не спала; она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».

На рассвете Тарас проснулся: «Пора, пора!» Следует душераздирающая сцена прощания матери с сыновьями. Теперь в путь! «Молодые козаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показывать».

Глава 2

В пути каждый из семейства Бульб был занят своими мыслями. Тарас «думал о том, кого он встретит на Сечи из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уже перемёрли, какие живут ещё». Остап и Андрий вспоминают свои школьные годы, причём у Андрия есть одно особенно заветное воспоминание – встреча в Киеве с прекрасной полячкой. Козаки, с детства привычные к степи, не замечают её красот, которыми любуется один лишь повествователь. Весь путь до Запорожья занял три дня. Приветствуя старых товарищей, Тарас интересуется судьбою тех, кого не видит среди них. « И слышал только в ответ Тарас Бульба, что Бородавка повешен в Толопане, что с Колопера содрали кожу под Кизикирменом, что Пидсыткова голова посолена в бочке и отправлена в самый Царьград. Понурил голову старый Бульба и раздумчиво говорил: «Добрые были козаки!»

Глава 3

Запорожская Сечь была «какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».

Остапу и Андрию казалось странным, что в Сечь приходили всё новые и новые люди, «и хоть бы кто-нибудь спросил: откуда эти люди, кто они и как их зовут? Они приходили сюда, как будто бы возвращаясь в свой собственный дом, откуда только за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:— Здравствуй! во Христа веруешь?— Верую! — отвечал приходивший.— И в Троицу Святую веруешь?— Верую!— И в церковь ходишь?— Хожу.— А ну, перекрестись! Пришедший крестился.— Ну, хорошо, — отвечал кошевой, — ступай же в который сам знаешь курень».

Бросившись «со всею пылкостию юношей» в «это разгульное море», Остап и Андрий «забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».

Скоро Остап и Андрий «стали на хорошем счету у козаков», отличившись мужественным поведением во время коллективной охоты в степи и рыбной ловли на Днепре. Но старый Тарас «готовил им другую деятельность», и «ему не по душе была такая праздная жизнь — настоящего дела хотел он. Он всё придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю; наконец в один день пришёл к кошевому и сказал ему прямо: "Вот у меня два сына, оба молодые люди. Ещё ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты говоришь — не имеем права… Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем, на какого чёрта мы живем?..»

И поскольку кошевой не дал ответа на этот вопрос, Тарас «положил тут же отомстить кошевому. Сговорившись с тем и другим, задал он всем попойку, и хмельные козаки в числе нескольких человек повалили прямо на площадь, где стояли привязанные к столбу литавры, в которые обыкновенно били сбор на раду... Литавры грянули, — и скоро на площадь, как шмели, стали собираться чёрные кучи запорожцев…" Так избрали нового кошевого Кирдягу. Избранье нового кошевого закончилось шумным празднеством.

Глава 4

На другой день Тарас уже совещался с новым кошевым, выискивая какой-нибудь повод к военному походу. Он тут же и подвернулся.

К берегу причалил большой паром. На нём – толпа оборванных козаков. Из среды их отделился и стал впереди приземистый, плечистый козак лет пятидесяти. Он-то и поведал запорожцам невесёлые новости с севера. Арендаторы-евреи распоряжаются целыми деревнями, и всё у них в аренде, даже церкви, в которых нельзя служить без разрешение арендатора-иноверца. Ксёндзы свободно разъезжают по Украине, обращая православных в свою католическую веру. Гетман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу.

Услыхав такие новости, запорожцы захотели немедленно обратить свой гнев на голову «неприятеля». А поскольку ни одного ксёндза или польского солдата под руку не подвернулось, то вся сила их гнева обрушилась на евреев, ибо те всегда были под рукой: должен же кто-то был привозить водку и провизию и не без выгоды торговать ими на Запорожье (сами козаки никогда бы до торгового дела не унизились).

Один еврей, высокий и длинный как палка, попытался было сказать речь в защиту евреев, но только ещё больше разозлил козаков, которые без разговоров стали бросать евреев в Днепр. Тогда тощий еврей Янкель прибег к помощи Тараса Бульбы, сказав ему, что знал ещё и брата его Дороша, которому помог выкупиться из плена у турка.

Козаки собрались на площади и «положили идти прямо на Польшу, отмстить все зло и посрамленье веры и казацкой славы, набрать добычи с городов, зажечь пожар по деревням и хлебам, пустить далеко по степи о себе славу».

Уже отправившись в поход, Тарас вдруг заметил Янкеля, который сообщил: "Между козацкими возами есть один мой воз; я везу всякий нужный запас для козаков и по дороге буду доставлять всякий провиант по… дешёвой цене».

Глава 5

И вскоре «весь польский юго-запад» (т. е. Правобережная Украина) был охвачен военным пожаром. Братья Бульбы отлично усваивали новую для них науку: «В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами; черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны. А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых».

В одну из ночей, во время осады Дубна, в лагерь козаков тайно пробралась татарка – служанка той панночки, воеводиной дочки, с которой Андрий познакомился в Киеве. Татарка сказала ему:

— Панночка видела тебя с городского валу вместе с запорожцами. Она сказала мне: «Ступай, скажи рыцарю: если он помнит меня, чтобы пришёл ко мне; а не помнит, чтобы дал тебе кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня; проси и хватай его за колена и ноги: у него также есть старая мать, чтоб ради её дал хлеба!»

Татарка провела Андрия в город тем же подземным ходом, каким пришла к нему.

Глава 6

Андрий нашёл свою панночку «вдвое прекраснее и чудеснее, чем прежде».

— Не обманывай, рыцарь, и себя и меня, — говорила она, качая тихо прекрасной головой своей, — знаю… что тебе нельзя любить меня, знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, — а мы враги тебе.

— А что мне отец, товарищи, отчизна? — сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня никого!.. Кто сказал, что моя отчизна Украйна? кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! … и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!

И погиб козак!.. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чупрыны и проклянёт и день и час, в который породил на позор себе такого сына».

Глава 7

Той же ночью поляки прорвались в осаждённый город, перебив сторожевой козацкий курень, ибо козаки напились пьяны и не могли оказать сопротивления: часть их была перебита и часть взята в плен. Вместе с польским отрядом в город вошёл и Янкель, которому польский командир задолжал много денег.

Вернувшись к козакам, Янкель первым делом отыскал Тараса и доложил ему, что видел Андрия, который по доброй воле перешёл к полякам.

Тем временем у стен Дубна завязался бой, в котором гибнет уманский атаман, и уманцы своим новым атаманом выбирают Остапа Бульбу.

Глава 8

Козаки, соскучившись держать осаду, хотят снять её и двинуться дальше. Но Тарас считает: грех оставлять пленных товарищей. Тогда кошевой решает, что каждый козак должен сделать свой свободный выбор. Примерно половина уходит, а половина остаётся с Тарасом. Тарас задаёт оставшимся пир.

Глава 9

По всем признакам видят козаки, что поляки собираются на них напасть, дабы снять осаду с крепости. Перед решающим боем Тарас произносит речь о товариществе, т. е. о том, ради чего козаки идут теперь на бой.

Лучший цвет козацкого войска гибнет в бою, знаменитые герои-атаманы. Перелом в пользу поляков наступил в тот момент, когда из ворот крепости вылетел свежий гусарский полк, и «впереди других понёсся рыцарь, всех бойчее, всех красивее», и Тарас узнал в нём Андрия.

«Эй хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» — кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его... Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: перед ним Тарас!

…— Что, сынку! помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чьё-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил».

Остап увидел страшное дело и пожалел брата:

— Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не наругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

Тут подоспели поляки. Храбро сражался Остап, но силы были неравны: он ранен и пленён. Ранен и Тарас. Пленение Остапа – последнее, что видел он перед тем, как потерял сознание.

Глава 10

Верный есаул Товкач, спасший Тараса, привёз его в Сечь, где его вылечила целительница-еврейка. Решив во что бы то ни стало вызволить из плена Остапа, Тарас отправляется в Умань и находит там Янкеля:

- Я спас твою жизнь… теперь твоя очередь… Вези меня в Варшаву!

Через час из Умани выехал воз с кирпичом, запряжённый в две клячи. На одной из них сидел Янкель. Под кирпичом прятался Тарас.

Глава 11

Варшавские евреи, с которыми сводит Тараса Янкель, берутся устроить Остапу побег, но терпят неудачу. Тогда Тарас соглашается хотя бы на встречу с сыном. Евреи представляют его польской страже иностранным графом, который любопытствует взглянуть на пленных козаков, но Тарас выдаёт себя, назвав поляка собакой..

Так сорвался и второй его план. Теперь уже не успеть увидеть Остапа до казни, и он идёт на площадь, где его сын должен умереть в страшных муках.

«Остап выносил терзания и пытки, как исполин…Но когда подвели его к последним смертным мукам, казалось, как будто стала подаваться его сила… И упал он силою и выкликнул в душевной немощи:

— Батько! где ты? слышишь ли ты всё это?

— Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул…но Тараса уже возле него не было: его и след простыл.

Глава 12

«Отыскался след Тарасов. Сто двадцать тысяч козацкого войска показалось на границах Украйны. Это уже не была какая-нибудь малая часть или отряд, выступивший на добычу или на угон за татарами. Нет; поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа… И между теми-то козаками, между теми восьмью полками отборнее всех был один полк; и полком тем предводил Тарас Бульба».

Тарас «гулял» по всей Польше до самого Кракова: «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!» Наконец король поручил «самому Потоцкому» изловить козаков, «он их и настиг на берегу Днестра». Стали они пробиваться, и пробились бы, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком... А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи».

Поляки решают сразу же «сжечь его живого в виду у всех». Привязав его на высоком берегу, стали раскладывать под ним костёр, а он тем временем продолжал командовать козаками и, видя под горою спасительные челны, зычным голосом направил к ним своих «хлопцив». Они, услыхав его, спаслись, и «живо плыли» на челнах, «и говорили про своего атамана».

По произведению: 

По писателю: Гоголь Николай Васильевич