«Дурачок», анализ рассказа Лескова

Главным героем многих русских народных сказок традиционно является Иван-дурак. Но это понятие имеет особый смысл: «дурак» тот, кто поступает нелогично, без корыстного умысла, не ищет для себя выгоды. За это он в сказках и получает награду — невесту-царевну да полцарства в придачу.

Однако в жизни подобным «дуракам» приходится несладко. Такие люди подчас превращаются в изгоев общества, и спасением для них становится лишь вера. Тогда их называют праведниками, но признают их величие порой слишком поздно — после их смерти, часто мученической. За это церковь канонизирует их, причисляя к лику святых. Известны Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, Сергий Радонежский и много других русских святых. Большинство же подобных людей в реальной жизни остаются неизвестными.

Следуя традиции, русский писатель Николай Семенович Лесков называет героя своего одноименного рассказа «дурачком». «Дурачок» находится в одном ряду с «Левшой» и «Очарованным странником» — произведениями о праведниках, живущих не для себя, а для людей.

Именно таков «безродный крепостной мальчик Панька» — главный герой «Дурачка». По воспоминаниям рассказчика, он «беспрестанно работал»: ложился позже всех, вставал раньше всех, безотказно выполнял любую работу, даже самую неприятную. Например, будучи рекрутом, «провел всю войну в « профосах» – за всеми позади рвы копал да пакость закапывал».

При этом он был всегда в приподнятом настроении, шутил, не обижался даже тогда, когда его откровенно обманывали. Так он обходился краюхой хлеба с водицей, хотя коровница, у которой он столовался, должна была ему давать и картошку, и огурцы, и капустку. А Панька запивал хлеб ключевой водицей, да еще подшучивал: как это хлеб «с ухой»? Он же «с водицей».

За то, что Панька ничего не просил и не жаловался, многие и называли его «дурачком». Рассказчик, в силу своего малого возраста, не понимал, почему его так называли, ведь глупостей от него он никогда не слышал. Наоборот, Панька делал ребятишкам из бересты мельницы и туесочки. Но вслед за взрослыми дети тоже называли героя дурачком, а после одного случая и спорить перестали.

Когда управляющий велел «взбрызнуть» (очевидно, до крови) розгами 12-летнего пастушка Пашку, более старший Панька, увидев испуг ребенка, успокоил его, что договорится об отмене наказания, а фактически принял его на себя. Люди, узнав об этом, не оценили благородства юноши: наоборот, в очередной раз посмеялись. Дескать, что с него взять — дурачок. Не поняли люди и стремления попасть в рекруты. Все вокруг плачут, потому что никому на войне страдать не хочется. А Панька сам просится.

Мотивы поступка автор вложил в уста самого героя: «Пусть душа за другого пострадает — вот мне теперь это и надобно, потому что я терпеть не могу, когда других мучают». Поняли Паньку, как ни странно, только «нехристи» — татары. Когда ему поручили стеречь лютого вора Хабибулу, Панька стал убеждать его бросить дурное, потому что «Бог зачнет помогать делать хорошее, вот и пойдет хорошее». А потом расковал его, посадил на коня и отправил на все стороны, чтобы тот спасал себя. Напоследок предупредил: если будет Хабибула снова зло творить, то уже самого Господа обманет.

Хан-Джангар, узнав об этом, пришел в замешательство: любого другого за ослушание тут же бы саблей и зарубил. Но Паньку нельзя казнить, потому что «в душе его, может быть, ангел был…» И согласились остальные татары, что нельзя ему вредить: он и есть истинный праведник.

Рассказ Н. Лескова своей неспешностью напоминает жития святых. Рассказчик подробно описывает все поступки героя, оценку других людей, реакцию самого Паньки. Только истинно верующий человек принимал все испытания смиренно, как и подобает носителю христианской веры. Все рассуждения героя звучат убедительно и убежденно, потому что сам он верит в то, о чем говорит.

Жития составляли для прославления какого-либо святого, в назидание всем верующим, да и неверующим тоже. Пример святого должен был стать положительным, вызвать желание прожить такую же праведную жизнь, чтобы оставить о себе славу или отклики современников.

Было бы странно утверждать, что Лесков прославлял своего героя: само название «Дурачок» мало соотносится с прославлением. Однако личность героя заслуживает уважения, потому что он свою душу так берег, что «желал пустить ее помучиться за ближнего». Страданиями совершенствуется душа человеческая — это утверждение знакомо любому верующему. Но Панька совершенен вдвойне: от мучений за другого его душа становится «счастливая и от всех страхов свободная», да и сам герой счастлив, потому что не испытывает страха, ведь знает, что с ним Бог.

Герои Лескова часто бывают правдоискателями. Не все произведения заканчиваются счастливо: судьба Левши трагична. «Дурачок» Панька выходит в отставку после рекрутчины полным сил, хотя многие возвращаются со службы инвалидами, избегает казни местного богача Хан-Джангара за то, что отпустил пойманного тем преступника.

Кто-то скажет: «Дуракам везет». Но Лесков всей судьбой идеального праведника Паньки доказывает, что только добро, милосердие и самопожертвование могут сделать человека счастливым. Сделать его праведником — «человеком с чистой совестью и душой» (такое определение дается в словаре В. И. Даля).

Счастье нужно находить в благополучии других. Этим жизнеутверждающим мотивом и заканчивается рассказ «Дурачок», напечатанный впервые в 1891 году (почти 130 лет назад), но не потерявший своей актуальности, особенно сейчас, когда в обществе утверждаются законы бесчеловечного поведения, основанного на корысти и выгоде.

По произведению: 

По писателю: Лесков Николай Семёнович