«Бедность не порок», анализ пьесы Островского

Основные идеи пьесы

Действие комедии «Бедность не порок» происходит в середине XIX в. Это было временем серьезных преобразований в государственной и общественной жизни России, которые нашли свое отражение в пьесе.

В произведении можно выделить три основные идеи:

1) борьба русских традиций и западных заимствований;

2) проблема настоящей любви;

3) многочисленные людские пороки.

А.Н.Островский в свойственной ему сатирической форме решает эти проблемы, переплетая судьбы людей.

Преклонение перед Западом

Жизнь и быт русского купечества является основным содержанием пьесы, на фоне которого и разворачиваются все события. Богатый купец Гордей Карпыч Торцов презирает русские традиции и преклоняется перед западными веяниями. С этой целью он решает перевезти свою семью в Москву из уездного города, в котором нет ни образования, ни культуры. Весь быт своей семьи купец стремится переделать на английский манер.

В этом начинании ему помогает московский фабрикант Африкан Савич Коршунов, который за свои услуги получает в жены молодую дочь Торцова Любовь Гордеевну. Несмотря на отсутствие любви и привязанности между ними, Торцов фактически продает свою дочь. Но А.Н.Островский оправдывает купца в самом конце пьесы, когда тот разрывает помолвку Любови и Коршунова и признает свои ошибки.

Пьеса изобилует фольклорными сценами, бытовыми эпизодами, характеризующими основы русских национальных традиций. Популяризация национальной культуры, русской духовности стала следствием славянофильского мировоззрения А.Н.Островского.

Подлинная любовь

Приказчик Митя и Любовь Гордеевна – два персонажа пьесы, которые олицетворяют настоящую любовь. Их чувство чистое и непорочное: Митя пишет для возлюбленной стихи, а она отвечает ему письмом. Молодые мечтают получить благословения отца. Все это укладывается в русские традиции.

Даже тогда, когда стало ясно, что отец отдает дочь замуж за Коршунова, а Митя предлагает своей возлюбленной бежать из родительского дома, Любовь отказывается совершить такой грех. Чистота отношений молодых людей, их преданность друг другу не идет вразрез с волей отца. И это отражает национальные традиции.

Но справедливость торжествует в самом конце пьесы, когда Торцов, рассорившийся с Коршуновым, предлагает Мите стать его зятем. Правда, позже купец пытается отступиться от своих слов, но просьбы дочери и желание ей счастья берут верх. Митя и Любовь становятся супругами.

Человеческие пороки и нравственность

Одним из олицетворений порочности в пьесе стал Африкан Савич Коршунов. Автор рисует его лицемерным, циничным, жадным человеком, который ради денег может преступить закон и любые моральные принципы.

Великий нравственный смысл пьесы – это расплата за грехи: Коршунов, который совершил много зла в своей жизни, получил по заслугам. Обманываю людей, зарабатывая на этом большие деньги, фабрикант строил свою жизнь и обогащался, но в итоге проиграл.

В противовес людским порокам автор проповедует силу морали, гуманизма, доброты, совести. Он рисует образы богачей и бедняков, наделяя их разными качествами. Но, по мнению А.Н.Островского, все люди равны, независимо от их финансового положения и статуса в обществе.

Подобные идеи автора стали олицетворением эпохи реформ Александра II.

По произведению: 

По писателю: Островский, Александр Николаевич