Шмелёв Иван Сергеевич, краткая биография

Иван Сергеевич Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Зарядье — одном из купеческих районов Москвы. Отец, Сергей Иванович, выходец из крестьянской среды, стал купцом, но зарабатывал не на продаже, как многие, а брал строительные подряды. Семья была хорошо обеспечена, при этом все были глубоко верующими людьми, соблюдали множество обрядов. Мать, получившая образование в Институте благородных девиц, привила сыну интерес к чтению. Однако писатель вспоминал, что в доме он не видел других книг, кроме Евангелия. Впоследствии в произведениях Ивана Сергеевича нашли отражение многие религиозные идеи.

Первой же своей книгой Шмелев считал «книгу живого бойкого и красочного слова» — язык бараночников, сапожников, скорняков, портных — всех тех, кто жил во дворе и дал много слов, «много неопределенных чувствований и опыта».

После гибели отца осиротели шестеро детей. Ивану тогда было всего 7 лет. Матери пришлось сдавать в аренду третий этаж дома, что позволило определить мальчика в частный пансион. Однако с 11 лет ему пришлось учиться в первой Московской гимназии, и об этом периоде жизни он вспоминал с содроганием. С преподавателями отношения не складывались, и через два года он сменил учебное заведение. Московскую гимназию номер шесть будущий писатель сумел закончить отлично, но полбалла не хватило для получения золотой медали.

Поступив в Московский университет на юриспруденцию, Шмелев начинает писать, и его первым известным произведением становится рассказ «У мельницы», напечатанный в журнале «Русское обозрение». Побывав в Валаамском монастыре, он издает сборник рассказов, но царская цензура не пропускает многие критические замечания. Переделанный вариант произведений не вызывает у читателей особого отклика, и юноша оставляет литературную стезю на 9 лет.

Сразу после окончания университета он получает должность помощника присяжного поверенного и работает налоговым инспектором. Годы, проведенные в провинции, позволяют узнать деревню, а также нравы и обычаи провинциального чиновничества и мелкопоместного дворянства, что в дальнейшем определит проблематику многих произведений несостоявшегося юриста.

В 1907 году, уже имея опыт публикаций, Шмелев принимает решение быть писателем и подает в отставку. До его эмиграции в 1922 году у него вышло более 50 книг и издание сочинений в 8-ми томах. Самым популярным произведением у читателей начала ХХ века стала его повесть «Человек из ресторана». В этом произведении автор вернулся к традициям Пушкина и Достоевского в изображении «маленького человека», который даже в «лакейской» должности официанта сохраняет достоинство и на порядок нравственнее и житейски мудрее тех, кому вынужден прислуживать.

Зная о тяготах народной жизни не понаслышке, писатель с одобрением воспринимает Февральскую революцию 1917 года, но Октябрьскую революцию не приемлет за разрушение основ государственности и отсутствие морали. Вместе с женой и сыном, сражавшимся во время Первой мировой войны в царской армии, Шмелев уезжает в Алушту, где семья приобретает дом и участок земли.

Но сын Сергей, поверив в амнистию, объявленную Красной армией для участников войск Врангеля, был арестован, увезен в неизвестном направлении, а позже расстрелян. Родители узнали о его смерти только в эмиграции, оказавшись в Париже по приглашению Ивана Алексеевича Бунина. Именно там, вдали от родины, лишившей его всего самого дорогого, Шмелев дает волю чувствам и создает свой знаменитый роман-эпопею «Солнце мертвых», описав все бесчеловечность революционных событий 1917 года и ужасы большевизма.

Авторское определение этого произведения как эпопеи не должно вводить в заблуждение читателей, незнакомых с текстом данной книги. Дело не в масштабах отраженных событий, а в том, что частный опыт отдельного человека, представленный в дневниковой форме, обобщается до опыта общенародного. Шмелев использует необычные для традиционного романа-эпопеи приемы художественного обобщения, характерные больше для лирической прозы, нежели для крупных эпических форм, однако писатель все равно добивается ощущения глобальности, всемирности произошедшей в России начала ХХ века катастрофы.

В конце 20-х годов в творчестве начинает проявляться ностальгия по старинному русскому укладу жизни, появляются произведения, описывающие христианские традиции, утраченные Советской Россией. Самым известным становится роман «Лето Господне». Автор писал, что в этой книге можно увидеть «лицо святой Руси», которую он носит в своем сердце и помнит с детства.

Именно поэтому повествование в романе ведется от лица ребенка — шестилетнего Вани, сына состоятельного замоскворецкого подрядчика. Читатель получает возможность судить о прежних временах благодаря субъективному восприятию мира глазами ребенка. В процессе взросления героя и приобретения им жизненного опыта это восприятие меняется, что позволяет читателю взглянуть со стороны на многие привычные для взрослого человека вещи. Это прием часто использовали писатели, так как ребенок более остро и непосредственно переживает все, что с ним происходит, а мир взрослых в его восприятии подчас получает неожиданную оценку и изображение.

После смерти любимой жены в 1936 году Иван Сергеевич еще больше ударяется в религию, тоскует по родине. Вспоминая давнюю поездку в Валаам, он пытается воссоздать те ощущения, ездит в монастырь под Парижем. В одну из таких поездок с ним случается сердечный приступ, и он умирает, пережив жену на 14 лет.

В советское время произведения Шмелева считались антисоветскими и были запрещены к печати. Во времена перестройки творчество писателя наконец получило общенародное признание, и в последние десятилетия Иван Шмелев — один из наиболее известных и печатаемых авторов Русского Зарубежья, без знания творчества которого невозможно составить себе достаточно полное представление о литературе рубежа веков.

По писателю: Шмелёв Иван Сергеевич