«Мартовская капель», анализ рассказа Шмелева

История создания

Рассказ «Мартовская капель» - часть книги «Лето Господне», в свою очередь состоящей из 3 частей: «Праздники», «Радости», «Скорби». «Мартовская капель» входит в первую часть.

Шмелёв работал над книгой в 1927-1947 гг. Первая часть, в том числе и «Мартовская капель», была опубликована в 1933 г. В 80-е гг. отдельные главы публиковались как самостоятельные рассказы.

Книга началась с рассказа для крестника Ивана Шмелёва. Отдельные её главы прекрасно справляются с задачей ознакомления ребёнка с традициями православной Руси, с укладом патриархальной русской семьи 19 века.

Каждый рассказ книги совершенен в своём жанре, но сила «Лета Господня» в идее описать год из жизни патриархальной семьи, увиденный глазами маленького Вани. Этот персонаж автобиографичен. Иван Шмелёв потерял отца в возрасте 7 лет. В последней части романа описаны болезнь и смерть отца Вани. Православие и семейные традиции, размеренный и понятный уклад помогают пережить мальчику горе и даже быть счастливым. Описывая давно минувшие события. Шмелёв, по его словам, справлялся с новой страшной трагедией своей жизни – смертью сына.

Литературное направление и жанр

Автобиографическая проза Шмелёва относится к литературному направлению реализма. Некоторые исследователи даже выделяют отдельный жанр – духовный реализм. Он характеризуется тем, что герои, проживая полную невзгод земную жизнь, находят поддержку в духовных основах своего народа. Читая Шмелёва, можно подробно познакомиться с церковными обрядами и православными традициями, которые описаны в мельчайших деталях, реалистично, да ещё и глазами «чистого сердцем» ребёнка.

Именно рассказам свойственно описание быта, обыденной жизни. События в жизни героя, который в рассказе ни разу не называется по имени, малозначительны для другого человека. Но каждый соотносит с ними подобные истории из собственной жизни.

Проблематика

Кажется, что рассказ лишён остроты. Но почему же читатель чувствует такую щемящую и сладостную боль? Основная проблема рассказа – философская проблема взаимоотношения человека и мира. Маленький герой рассказа напоминает взрослому читателю, что познание мира и поиск закономерностей, гармонии, связи явлений – истинное счастье.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит в период Великого Поста. В рассказе описан чудесный весенний день, в канун которого началась капель. Он наполнен звонким звуками падающей воды, заливающим комнату солнцем. Герой-ребёнок очарован состоянием природы и видит «чудеса» в обыденных вещах: вывешенные за окошко и уже сдувшиеся разноцветные шары напоминают ему пасхальные яйца, отбрасывают в комнату разноцветные солнечные зайчики, по солнечным лучам будто вот-вот начнут сходить ангелы, как по дорожкам.

Не только ребёнок, но и взрослые поддаются очарованию природы, совершенно не гармонирующей с настроением Великого Поста. Люди выполняют обычную работу. Некоторые её виды связаны с природой и погодой. В этот день заготавливают в погребах лёд. Другая работа связана с Великим Постом. В великопостную стирку стирают всё, включая занавески и полог на кроватке мальчика.

Рассказ заканчивается философскими рассуждениями Горкина и Василь-Василича о весенней луже во дворе. О ней говорят как о части двора, олицетворяющего целый мир: «Споконвеку она живёт. Так уж тут ей положено». Очень гармонично окончание рассказа, где герои умеют приспособиться даже к привычному неудобству: «Была так – пущай и будет так».

Герои рассказа

Главный герой рассказа – мальчик, умеющий видеть красоту мира и ценность каждого человека в нём и даже животного. Ребёнок открыт для общения с природой и своей семьёй (а работников он тоже воспринимает как членов семьи). Сначала он наблюдает за природой и человеком из окна, потом приоткрывает форточку, а в конце рассказа ходит во дворе и слушает разговоры взрослых, хоть и не принимает в них участия.

Важнейшая часть рассказа – описание отношений между взрослыми в большой купеческой семье Вани. Работники слушаются отца Вани, как собственного, а он, молодой и задорный человек, совсем не заносчив. Он не только щедро вознаграждает работников, но и находит время для баловства с приказчиком Василием Васильевичем. Основная черта Ваниного отца – благочестие и богобоязненность. Шмелёв рисует образ идеального гармоничного человека, ведь для ребёнка отец как правило идеален. Так же идеален для мальчика и весь патриархальный христианский уклад его дома.

Бывший плотник Горкин в рассказе – воплощение мудрости и уравновешенности, которая передаётся от старшего поколения младшему.

Художественное своеобразие

Рассказ полон звуков, света и цвета. Он начинается звукоподражательным «кап-кап» мартовской капели, а заканчивается созвучным капели и утиному радостному кряканью биением сердца мальчика: «так-так». Это согласие, гармония с миром – не только черта характера мальчика, но и желание сердца каждого человека.

Капель ещё нужно услышать, а о тихом стуке сердца догадаться. Но в жизнь врываются громкие и тревожные звуки: за окном галдят, «будто ломают что-то». Старый плотник Горкин и Василь-Василич кричат на рабочих и возчиков, да и сами возчики орут друг на друга.

Все эти звуки ребёнок слышит сквозь дребезжащие от силы звука стёкла, «как комарик», «будто кричит в подушку». Живые сравнения создают мир мальчика, который он вбирает всеми пятью чувствами.

Такое же ошеломляющее действие производят на ребёнка зрительные образы. По «широкой золотой полосе, похожей на новенькую доску» должен бы спуститься с неба ангел. Мальчика поражают лежащие на полу золотые окна с чёрными крестами.

Когда ребёнок понимает, что это «солнце делает живыми» сдувшиеся шары, он весь мир представляет золотым и наполненным светом.

Свет оживляет обыденные предметы в комнате: отдушник «золотой искрой блестит», угол няниного сундука «снежным огнём горит», графин «светится разноцветными огнями», пушечка «как золотая», золотые капли с крыш похожи на золотые нити.

Свет превращает глыбы синего, свинцового, «снегового» льда в зелёно-голубой. Сказочны и размер куч (до крыш сараев), и их волшебные свойства: никто, даже отец, не может ходить по льду, не размахивая смешно руками.

Насладившись звуками и светом-цветом, герой открывает окно и ощущает запахи: «Пахнет теплом и снегом, весенним душистым снегом. Остреньким холодочком веет с ледяных гор. Слышу — рекою пахнет, живой рекою!..»

Мир ребёнка наполнен жизнью и высшим смыслом, которого он достигает, повторяя слова взрослых или проникаясь их идеями. День «весёлый», весна «взялась» (олицетворения и метафорические эпитеты). Малыш способен оживить, даже подружить, лисиц и журавлей на обоях. Он живёт в переплетении мифов, главный из которых – христианский. Как  всякому мифу, мальчик верит ему безоговорочно. Раз Великий Пост, нельзя петь и есть скоромную пищу, нужно наслаждаться капусткой, редькой и огурцами.

Но мир русской сказки так же близок Ване, который всё, что происходит в реальности, соотносит со сказкой. Горы льда упрятали в погреба так быстро, «будто в сказке: Василиса-Премудрая сказала». Животные из детского мира тоже напоминают сказочных. Голубочки и куры – символы высокого и низкого. Чуют весну лошади, которым коновал-цыган приходит «бросать кровь» (делать кровопускание), и утки, ждущие, когда наполнится талой водой обычная весенняя лужа во дворе.

По писателю: Шмелёв Иван Сергеевич