«Нана», анализ романа Золя

История создания

Роман «Нана» Написан Эмилем Золя в 1878 г. Он был опубликован в 1880 г. отдельной книгой. До этого роман публиковался в виде фельетонов в газете «Le Voltaire» с октября 1879 г. по февраль 1880 г.

Все экземпляры были мгновенно раскуплены. Успех был подобен скандалу, в некоторых странах роман был запрещён как «оскорбляющий общественную нравственность».

Роман входит в серию «Ругон-Маккары», задуманную в 1868 г. и написанную в течение более 20 лет: с 1871 по 1893 гг. Первоначально в замысле Золя акцентировал внимание на теории наследственности и был приверженцем «Физиологического романа». Потом Золя планировал показать воздействие на формирование характера героев в равной степени физиологических и социальных законов. По мере работы над серией социальный план становится всё более значимым для писателя, и постепенно акцент переходит с обусловленности судьбы героев наследственностью на социальные причины и общественные проблемы. Подзаголовок цикла – «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Начинается повествование 1851 годом, а заканчивается 1870, разгромом Второй империи. Но в цикле есть отсылки к более ранним и более поздним периодам.

«Нана», девятый роман серии, является продолжением романа «Западня», в котором речь идёт о родителях героини. В том же романе показаны истоки её личности, описано её детство и взросление, отношения с родителями и разочарование в подобной нищенской жизни.

Литературное направление и жанр

Эмиль Золя – главный представитель литературного направления натурализма, его теоретик. Для писателя характерна концентрация на наследственности, среде и моменте. Якобы только они определяют поведение человека, который превращается в соединение наследственности и физиологических инстинктов.

Цикл романов «Ругон-Маккары» - эпопея, широко описывающая Францию эпохи Второй империи, изображающая галерею типов второй половины 19 века. «Нана» - роман о куртизанке, покорившей всё парижское общество.

Призыв «Закопайте падаль» Эмиль Золя считал высшей моралью книги. Повествование о куртизанке переросло в сатиру на общество Второй империи, нравственное разложение общества поражало воображение читателя. У ног Нана, царящей над всеобщей глупостью, лежала вся Франция. Её любовниками были особы королевской крови, аристократы, видные общественные деятели, представители золотой молодёжи.

Тема и проблематика

Проблематика романа была точно определена в критических статьях. Критики утверждали, что писатель подобен человеку, который «ничего не боится и дерзко подносит факел к грудам нечистот». В этот период своего творчества Золя решил осветить запретные для общества темы.

Эмиль Золя обличает общество, которое «рушится, когда замужняя женщина конкурирует с продажной девкой и когда какой-нибудь Мюффа позволяет своей жене бесчестить себя, пока сам он пятнает свою честь с какой-нибудь Нана».

Тему романа Золя определил в заметках: «Целое общество, ринувшееся на самку»; «Свора, преследующая суку, которая не охвачена похотью и издевается над бегущими за ней псами»; «Книга должна быть поэмой пола, и мораль её всё тот же пол, переворачивающий мир».

Сюжет и композиция

Действие романа начинается в 1862 г. Уличная проститутка Нана переживает дебют в парижском театре Варьете. Она пользуется необыкновенным успехом, хотя играет отвратительно. Она не умеет ни петь, ни держаться на сцене. Зато Нана обладает пышным телом, красотой и роскошными рыжими волосами: «Канаворождённая Венера, Венера панелей, с кулаками, упёртыми в бока». От неё «исходил аромат самой жизни, извечной вечной силы». От неё шёл зов, её жесты будили желание.

Нана из уличной проститутки превращается в богатую содержанку. Никому она не может отказать. Так её любовниками становятся купец, банкир, аристократ, принц – и комический актёр, от которого она регулярно терпит побои.

«Нана стала шикарной женщиной, живущей на ренту с глупости и скотства мужчин, маркизой парижских панелей». Граф Мюффа купил ей особняк со всей обстановкой. Несмотря на то, что Нана содержат сразу несколько мужчин, а сама она неприхотлива в еде, денег ей постоянно не хватает. Её деньги и продукты воруют слуги, горничная – драгоценности и наряды.

Нана никому не отказывает, но ко всем равнодушна. Мужчины разоряются, кончают самоубийством, попадают в тюрьму за растраты. Кульминацией романа становится сцена унижений графа Мюффа. Нана заставляет его изображать лошадь и собаку, топтать и оплёвывать камергерскую форму. Это была её месть высшему обществу, впитанная с молоком матери.

К концу романа время бежит стремительнее. На многие месяцы Нана исчезла из Парижа, вернувшись будто бы из России, поехала к тётке к маленькому сыну Луи, неухоженному мальчику, заболевшему оспой. Она заразилась от него и в Гранд-отеле умерла. Никто из любовников не вошёл к ней. Зато бывшие соперницы с удовольствием отмечали болезненные изменения, видимые на трупе. Империя рушилась под возгласы: «На Берлин». Шёл 1870 год.

Герои романа

Главная героиня романа – куртизанка Нана, Анна Купо. С одной стороны, её образ жертвы социальных обстоятельств традиционен для французской литературы. С другой – это реальная девушка с очень ярким характером, при этом не похожая на сентиментальных падших женщин литературы.

Характер и образ жизни Нана, согласно концепции натурализма, обусловлен наследственностью. Её отец, кровельщик Купо, алкоголик. Её мать, прачка Жервеза, происходит из семьи пьяниц и развратников. В конце романа «Западня» возникает маленькая Нана. Она жила в трущобе, окружённая нищетой, наблюдающая пьяные драки и побои. Нана поступила на работу в цветочную мастерскую, но избрала путь куртизанки и убежала из дому. Все эти события предваряют роман «Нана» и готовят читателя к восприятию образа героини.

В заметках к роману Золя определяет Нана как славную девушку, которая подчиняется своей натуре, не творит зла ради зла и легко поддаётся жалости. У неё птичий ум, нелепые причуды. Девушка не думает о завтрашнем дне. Она смешливая, весёлая, суеверная и богобоязненная, любит родных и животных. Остроумия в ней нет.

Кроме жизненности и «телесности» Нана, в ней воплощены символичность или аллегоричность. Флобер писал о героине, что «Нана поднимается до мифа при всей своей реальности». Золя говорил о Нана, что она становится силой природы и орудием разрушения. Разложение общества поднимается снизу и разрушает правящую верхушку. Аллегорию Нана объясняет сам писатель: «Нана – золота муха, зародившаяся в падали и заражающая впоследствии всех, кого она ужалит». Высшей моралью книги Золя считает призыв «Закопайте падаль».

Это призыв изжить пороки общества, а Нана – их жертва и воплощение одновременно.

Из всех любовников Нана самый многострадальный – граф Мюффа. Он потратил на Нана огромные суммы, наследство дочери, за что та подала на него в суд. Графиня сбежала от Мюффа с приказчиком. Равнодушная Нана жестока с Мюффа, который раскрывает ей все семейные тайны. Она изменяет графу, последней каплей становится измена Нана на купленной им серебряной постели с его стариком-отцом. Но даже любящий Нана граф не решается войти к больной Нана, боясь заразиться оспой.

Художественное своеобразие

Флобер так отзывался о романе «Нана»: «Характеры изумительно правдивы. Живые слова изобилуют; наконец, смерть Нана достойна Микеланджело!»

Эмиль Золя всегда стремился к точности и документальности. Он кропотливо собирал необходимые факты у людей, знакомых с жизнью полусвета, даже проник под видом рабочего в особняк куртизанки на бульваре Мальзерб. Также он был приглашён туда на ужин, который впоследствии описал в романе. Многие второстепенные персонажи были списаны с реальных людей, имели прототипов. Прототипом Нана была, возможно, парижская куртизанка Бланш Д’Антиньи.

Подробности жизни великосветских салонов не были известны Эмилю Золя, и он описал эпизод праздника у графа Мюффа с помощью Флобера. Золя долго и скрупулёзно собирал материал о театре, видел спектакль «Ниниш» в Варьете, а впоследствии описал его в начале романа. Был на скачках, исследовал анекдоты о похождениях знати и ввёл в роман собственные воспоминания об эпидемии оспы 1870 г.

Вот как Золя описывает принципы художественной организации «Нана»: «Я стремлюсь к человечности и простоте без всяких макиавеллистских осложнений.

Всё должно быть так, как в жизни».

Роман прочитывается как сатира благодаря символическим и аллегорическим образам.  Нана – золотая муха, заразившая трупным разложением всё общество. Её триумф на скачках – аллегория её победы над всеми слоями общества. Императрица аплодирует Нана и выигравшей лошади по кличке «Нана». Общество в романе подобно гниющему трупу обезображенной Нана в финале романа.

По произведению: 

По писателю: Золя Эмиль