«Земля», анализ романа Золя

История создания

Роман «Земля» - это 15 роман в цикле «Ругон-Маккары». Он был напечатан в 1887 г. отдельной книгой, а до этого печатался в виде фельетонов в журнале «Жиль Блас».

Первоначально Эмиль Золя не собирался писать в цикле роман о крестьянах. Поскольку замысел цикла был связан с изображением жизни различных классов, закономерным было появление замысла после написания романов о рабочих, «Западня» и «Жерминаль». План романа возник у писателя в 1880 г.

Литературное направление и жанр

Весь цикл «Ругон-Маккаров» принадлежит к натуралистическому литературному направлению, которое Золя считал частью реализма. Романы Золя неоднородны по разнообразным натуралистическим приёмам, в них в большей или меньшей степени присутствует физиологизм. В данном произведении изобилуют натуралистические сцены, вызывающие отвращение не только к личности героев или жизни крестьян, но и к человечеству в целом. С такой отвратительной сцены роман начинается, такой и заканчивается. Начинается роман с того, что 14-летняя Франсуаза помогает быку оплодотворить корову, орудуя его членом: «Девчонка относилась к этому с таким простодушием, с такой серьезной деловитостью… Это была сама природа». Конец романа связан с пусканием ветров и испражнениями Иисуса Христа на могиле Франсуазы и старого Фуана.

Каждый роман Золя посвящён какой-либо страсти. Страсть крестьян, героев романа – это земля. Они желают обладать ею, как любовницей, не замечают её красоты, а видят только пользу от обладания ею. Сама земля будто наделяет их похотью и непреодолимым преступным желанием.

Тема и проблематика

Золя задумал написать роман о крестьянах, «поэму о земле». Он приступил к нему в 1886 г., после романа «Творчество». С 1877 г. Эмиль Золя жил в деревне Медане, где обитало около 200 крестьян, даже несколько раз избирался там членом совета. Ему были знакомы крестьянские тяжбы о наследстве. Писатель описывал все происшествия, произошедшие за 10 лет жизни в деревне. Проблему раздела земли и наследства Золя изучал тщательно, раздобыв выписку у нотариуса, он рассматривал судебное дело, связанное с убийством старухи из-за наследства, записывал деревенский жаргон. В 1886 г. Золя совершил поездку в босскую равнину – плодородную часть Франции. Оттуда родом все пейзажи романа.

Сам писатель определял тематику романа как исчерпывающий рассказ о крестьянах - истории, привычках и нравах, общественной значимости. В центре крестьянской жизни земля, поэтому лейтмотив романа – тема плодородия и вечного возрождения. Таким образом, тема была определена самим Золя как «ничтожный, жалкий человек на громадной бесстрастной земле».

Золя изучает работы современных экономистов, интересуется современными аграрными проблемами, которые в дальнейшем находят отражение в романе. Раскрывается в нём также широкий спектр социальных проблем сельской жизни. Некоторые проблемы будущего романа подсказали Золя читатели, с которыми он был в переписке.

Сюжет и композиция

Роман состоит из 5 примерно равных частей. Это последовательное повествование, в центре которого жизнь деревни и семьи Фуанов. Все события в романе развиваются медленно и неторопливо: «Деревенская жизнь по-прежнему протекала в однообразном труде. Ронь жила сменой времён года, одним и тем же ходом вещей. Теми же работами. Тем же отдыхом». Как часто бывает в романах Золя, перед читателем предстаёт ситуация тяжёлая, но не критическая. Семья имеет средства к существованию, владеет землёй. Старость стариков Фуанов – естественный процесс, так что неизбежен раздел земли между детьми, Фанни, Гиацинтом и Бюто, вопреки желанию Фуана.

Сестра Луи Фуана Марианна, по прозвищу Большуха, и брат Луи Мишель, по прозвищу Муха, в своё время тоже получили в наследство части земли. К началу повествования самой богатой оказалась Большуха. Самой малоземельной семьей была семья вдового дяди Мухи, у которого старшая дочь беременна от Бюто, не желавшего на ней жениться.

Постепенно жизнь каждого героя становится всё более невыносимой, краски сгущаются. Сначала старики вполне довольны доставшейся им рентой, хотя дети при установлении её проявляют скаредность и непочтение. Затем Бюто платит только часть, Гиацинт не платит вовсе, а выпрашивает деньги.

Грубость отцов приводит к смерти детей. Так умирает от истощения Пальмира. А дети, наоборот, становятся виновными в смерти родителей. Муха умирает после удара. Потому что за врачом посылать дорого. Роза умирает после того как её толкнул рассерженный Бюто. Фуана душат Лиза и Бюто ради наследства, всё той же вожделенной земли. Беременную Франсуазу практически убивает Лиза, толкнув на косу. Смерть кажется почти случайной, но Лизе выгодна смерть сестры до рождения ребёнка, так как земля возвращается к ней.

В конце романа главный герой лишается всего своего имущества и уходит на войну. Но не материальная потер тяготит его. Он рассуждает о земле, для которой наши распри – это ссоры свирепых насекомых.

Герои романа

Золя ставил перед собой задачу «изучить крестьян и постараться честно показать их такими, какие они есть». Но они изображены чудовищными: их поступки аморальны, они грубы, бессердечны и бесчеловечны. «кровавые и вонючие черви деревень, оскверняющие и грызущие землю».

Но не крестьяне главные герои романа. Его главная героиня – земля: «Это огромный, всегда присутствующий, заполняющий всю книгу персонаж». Это кормилица, она бесстрастно даёт жизнь и забирает её. «Земля заполняет всю книгу, господствует в ней. Она – движущая сила всех поступков людей». Земля, как и люди, подвержена страсти. И страсть эта – постоянное возрождение жизни, часто кажущееся бесцельным.

Главные герои романа – семья Фуан. Старик Фуан решился от слабости отдать свою землю трём свои детям: «Он любил землю, как любовницу-мучительницу, ради которой можно пойти на убийство. Для него не существовало ни жены, ни детей – земля поглощала его целиком». Старик Фуан дожил до 70 лет, съежился и высох, был изнурён тяжёлой работой и страстью к земле.

Критики связывали образ Фуана с брошенным детьми королём Лиром. Как и шекспировский герой, Фуан сначала оказывается по очереди у каждого из детей, ожидая от них почтения. Фанни, которая просто откупается положенной долей, – лучшая из детей. Каждый сын мечтает найти ценные бумаги, которые, как они подозревают, есть у отца. Как король Лир, изгнанный детьми, Фуан бредёт под дождем ночью от двери к двери. В конце концов Фуана душат сын Бюто с женой Лизой, а потом сжигают дом, чтобы скрыть следы преступления.

Жена Фуана Роза «покорная, раздавленная полувековым ярмом работы и подчинения». Она воспитала детей без особой нежности, «с холодной расчётливостью хозяйки, которая и родным детям ставит в упрёк, что они много едят».Она затаила злобу против младшего Бюто, сбежавшего из дому для заработка, не особенно любила дочь Фанни: та была умнее и расчётливей. Мать была нежна только со старшим сыном Гиацинтом по кличке Иисус Христос, шалопаем и пьяницей.

Главный герой романа – Жан Маккар по прозвищу Капрал. Он не крестьянин, а бывший столяр и солдат, поэтому не подвержен всеобщей крестьянской страсти и зависимости от земли. Наоборот, он один любуется землёй, её красотой. Роман начинается со встречи Жана с юной Франсуазой, это история любви Жана. Читатель следит, как сперва герой не отдаёт себе отчёта в том, что увлечён Франсуазой, затем, помогает ей и сестре Лизе, оставшимся без отца, собирается жениться на Лизе, у которой ребёнок от Бюто. Кульминационной в их отношениях становится сцена сбора сена, когда Франсуаза спрыгивает на грудь Жана, и он, наконец, понимает, что вожделеет её, а не Лизу.

Свадьба долго не может состояться, ведь Бюто не желает отдать Франсуазе её часть наследства, а сёстры получили неплохие деньги волею случая. Но и женитьба не приносит обоим радости: начинаются споры из-за наследства. Так же, как когда-то Жан понял, что любит именно Франсуазу, Франсуаза перед смертью осознаёт, что испытывает животную страсть к Бюто.

Наверное, самые несчастные герои романа – Пальмира и её брат-инвалид, внуки богатой Большухи. Они так бедны, что живут в полуразрушенном хлеву. Пальмира пережила несчастную жизнь без дружбы и любви, «жизнь вьючного животного, которое изнывает под кнутом, а вечером замертво падает в своей конюшне». Её глаза светятся, как глаза доброй собаки. Эта доброта, по мнению автора, побудила Пальмиру к кровосмешению, она уступила животной страсти брата. Крестьяне, хоть подшучивают, но считают кровосмешение естественным. Сознание брата и сестры дремуче, они отвергнутые обществом парии.

Художественное своеобразие

Самый главный образ романа – образ земли. Для того чтобы раскрыть его, Золя использует пейзажи. Эти импрессионистические пейзажи напоминают картины Ван Гога, изображающие яркие разноцветные равнины, сеятеля. Циничен последний эпизод романа – тела героев закапывают в землю, будто сеют семена, но им не дано дать всходов. Как и у Ван Гога, яркие умиротворяющие пейзажи контрастируют с уродливыми тёмными картинами крестьянского быта.

Все другие образы романа так или иначе связаны с образом земли. Даже в тропах Золя постоянно этим пользуется. Например, Золя описывает старика Фуана таким согбенным, будто он собирался вернуться в землю ещё при жизни.

«Земля» вызвала бурю возмущённых критиков. Большинство признавало, что описание босской долины прекрасно, но контраст красоты природы с уродливой жизнью крестьян считался неприемлемым. Анатоль Франс говорил, что «Золя не знает красоты слов, как не знает он и красоты предметов… Роман грязен без надобности… «Земля» - «Георгики» разврата». Даже географические названия в романе отвратительны. Деревня называется Ронь (чесотка), а Река – Эгра (Кислая). Весь художественный строй романа направлен на осознание читателем аморальности и бессмысленности цикличной крестьянской жизни.

По произведению: 

По писателю: Золя Эмиль