«Деньги», анализ романа Золя

История создания

Золя написал роман за год, закончил в 1891 г. Ещё до выхода романа его части печатались в журнале «Жиль Блас», целиком же роман был напечатан через месяц после окончания. «Деньги» – восемнадцатый том цикла «Ругон-Маккары». Он посвящён финансовым операциям и махинациям Второй империи. Это состояние, предшествующее краху империи, описанному в романе «Разгром».

Золя не сам выдумал все перипетии создания и краха Всемирного банка, а списал его с банка Всеобщего Союза, который очень быстро развился и пережил крах, только на 15 лет позже описанного в романе. Прототипами также послужили потерпевшее крах железнодорожное строительство братьев Перейра, деятельность банкира Миреса.

Как истинный основоположник натурализма, Золя тщательно консультировался со специалистами банковского дела, в котором ничего не понимал изначально.

Литературное направление и жанр

Натуралист Золя задумывал цикл о естественной и социальной истории одной семьи, жившей в эпоху Второй империи. А роман «Деньги» рассматривает естественные и социальные закономерности взаимодействия человека и денег.

Литературоведы не определяют роман как любовный или психологический, это новый тип романа, в котором социальное явление (биржа, банк) действует на психологию людей.

Сюжет и композиция

Действие романа занимает всего 4 года - с 1864 по 1868 гг. В романе чётко обозначены случившиеся в это время исторические события, повлиявшие на финансовую империю.

Роман описывает замысел Саккаром Всемирного банка, его основание и крах. На фоне этого грандиозного события случается множество событий в жизни героев.

Ретроспективно описано, как Саккар приехал покорять Париж, как он изнасиловал на лестнице девушку, которая потом родила Виктора. О мальчике, уже взрослом, Саккар узнал в конце романа.

Проблематика

Золя настаивал на том, что деньги играют двойственную роль, разрушительную и созидательную, они, по словам писателя, «фактор созидательности и прогресса».

Проблема денег связана с проблемой капитала и с капитализмом в целом. В философском ключе она воплощена в образе 35-летнего марксиста Сигизмунда, переписывающегося с Марксом и рассуждающего о времени, когда только труд станет мерилом ценности. Саккар даже на миг пугается такой перспективы, настолько она очевидна.

Сигизмунд не мечтает взорвать биржу, но предсказывает время, когда государство станет единым всеобщим банком. Этот романтик умер, оставшись верным своей несбыточной мечте о справедливости и любви.

Мечта Каролины – это, в сущности, мечта самого Золя – человечество, очищенное от отвратительной заразы денег. Саккар считал деньги удобрением для будущего человечества, навозом. Но в конце романа Каролина убеждается, что на деньги нельзя сваливать вину за мерзости и преступления, которые они порождают.

Проблема денег имеет также психологическую основу. По мнению Золя, стремление к деньгам присуще природе человека: «У человечества нет более упорной и пламенной мечты, чем попытать счастья, получить все по прихоти судьбы, стать королем, стать богом!»

В романе поднимается ряд психологических проблем: проблема мимолётности человеческого счастья, призрачности удачи. Акции Всемирного банка во времена его расцвета продавались по 3 тысячи франков, но в финале романа они достались Мешен, «хищной птице, живущей падалью с полей финансовой битвы, за 50 су каждая. Проблема ответственности заключена в женских образах, безответственности – в образе главного героя.

Герои

Поэт Эмиль Верхарн считал, что в романе изображены не столько люди, сколько пороки, а главная героиня романа – спекуляция.

Если отвергнуть это спорное суждение, главный герой романа – Аристид Саккар, впервые появившийся во втором романе цикла «Добыча». Имя себе он придумал сам, означает оно «грабитель». Саккар – символ целой эпохи, исповедующий философию успеха и наслаждения, отвергающую моральные и нравственные ценности.

Саккар – 50-летний банкир, но «возраст не запечатлелся на его маленькой фигурке. Он выглядел на 38. «Он всё ещё был худощавым и шустрым, как юноша». У героя было смуглое лицо с впалыми щеками, похожее на лицо марионетки. В густой шевелюре не было ни одного седого волоса.

Империи угрожал кризис, и Саккару казалось, что кризис угрожает лично ему. Режим империи создал его. Он любил и защищал империю, 12 лет его кормившую, как и его брата, политика Ругона.

Саккар приехал в Париж сразу после переворота, голодный, с безумной жаждой наслаждений. Саккар быстро разбогател благодаря какому-то подозрительному браку. В бытность женатым он соблазнил юную Розали Шавайн, исчезнув из её жизни и оставив её матери 12 векселей по 50 франков. Розали родила Виктора, оставшегося сиротой и воспитывавшегося тёткой Мешен. Потом он переделал фамилию Сикардо в Саккара.

Два сына героя, законный Максим и незаконный Виктор, похожи друг на друга, хотя первый изнежен и живёт в роскоши, оставшейся от умершей жены, второй нищий. Но Виктор не вызывает сочувствия или умиления у читателя. 12-летний рано созревший мальчик спит с 40-летней тёткой, не помышляет об учёбе и вполне доволен жизнью. Изнасилованием начинается жизнь Виктора, убегая из приюта, он насилует ни в чём не повинную девушку. Так замыкается нравственный порок в жизни Ругонов.

Максим так характеризует своего отца: он не хуже других, но для него на втором плане дети и жёны, а на первом - деньги. Для него защитить деньги гораздо важнее, чем защитить жизнь, свою или чужую.

Саккар многократно завоёвывал Париж, владел миллионами. К началу романа он снова очутился ни с чем и снова с жаждой солидного капитала, власти золота. Саккар спекулировал земельными участками нового Парижа 10 лет, затем прогорел. Теперь он раздумывал: заняться ему политикой или пуститься в величайшую аферу. Он выбрал аферу, так как его отверг брат, Ругон, не помог ему заняться в Париже политикой. Тогда Саккар решил основать банк в 25 миллионов.

Саккар - «бич божий», приводящий к краху и гибели множество обывателей.

Саккар чувствовал себя быком, которого люди и обстоятельства выталкивают на арену. Он бросал на биржу острый взгляд полководца, изучающего все подступы к крепости перед штурмом.

В предприятиях своих Саккар, по словам Гамлена, сразу видел поэзию результатов, ещё не доходя до прозы осуществления. Автор называет Саккара беззастенчивым дельцом, денежным палачом с нечистыми руками. Гундерман считал Саккара слишком горячим человеком, у которого слишком много воображения, и предрек гибель всемирного банка Саккара через 3 года.

Банкир Гундерман – хозяин и король Парижа, его банк за век сколотил миллион. Этому помогли живой ум, неустанный труд, осторожные и упорные усилия, направленные к одной цели. Гундерман еврей, и к нему Саккар испытывал древнюю расовую ненависть, хотя в душе завидовал удачливости евреев и их умению обращаться с цифрами. Именно к Гундерману перешли деньги Всемирного банка.

Перед глазами читателя проходит целая галерея женских образов, их Золя рассматривает в связи с деньгами или их отсутствием. Это овдовевшая княгиня Орвьедо, решившая на богатства нелюбимого мужа выстроить Дом трудолюбия для воспитания бедняков, Каролина Гамлен, ставшая экономкой Саккара, всю жизнь помогавшая брату-инженеру Жоржу, которому не везло в делах. Каролина ушла от мужа-миллионера, который был груб ней. Деньги будто не простили ей отказа от них.

Каролина – главная героиня романа. Она – надежда, которая любит жизнь и радуется ей. Золя предполагал, что Каролина будет, подобно античному хору, судить людей и будет выше всех бедствий.

Графиня де Бовилье и её дочь Алиса живут в разрушающемся доме – последнем, что осталось от богатства знатного рода. Графиня делает вид, что её дела идут неплохо, содержит выезд, прислугу, зовёт гостей, но экономит на еде и белье в повседневной жизни. Каролина называет их жизнь комедией роскоши, которую они считают нужным разыгрывать. Несчастные лишаются всего, вложив скудные сбережения во Всемирный банк.

Художественное своеобразие

Самые яркие образы романа связаны с деньгами. Так биржа сравнивается с бьющимся с часу до трёх сердцем квартала. Саккар мечтает основать царство золота. Кажется, вся жизнь Парижа подчинена деньгам.

Всё, сопутствующее бирже, сравнивается с сорной травой, выросшей на краю огромной клоаки, а биржевые маклеры и другие связанные с биржей люди сравниваются с грабителями на большой дороге.

Биржа рокочет и вздрагивает, словно заведённый мотор. Из квартиры переводчика Сигизмунда, с высоты птичьего полёта, биржа кажется муравейником с копошащимися рядом людьми-муравьями.

Экзальтация по поводу акций Всемирного банка и летящий вверх курс акций созвучен музыке празднеств Второй империи.

Саккар принимает звон монет, доносящихся из-под земли возле дома банкира Кольба, за доброе предзнаменование. Между тем, Кольб каждый день переплавляет монеты других стран в слитки, наживаясь на курсе золота.

Княгиня Орвьедо называет банк адской машиной биржевой игры и ажиотажа, которая приводит к разорению и смерти. Она отказывается покупать акции Всемирного банка, что не мешает княгине разориться на благотворительности.

Все символы романа так или иначе связаны с биржей, которая живёт особой жизнью. Это само зависящее от денег человечество в миниатюре.

По писателю: Золя Эмиль