«Блины», анализ рассказа Тэффи

Масленица - один из самых любимых праздников на Руси. Если Рождество и Крещение должны были по определению вызывать благоговейный трепет у каждого христианина, на Пасху после семинедельного строгого Великого поста сильно не разгуляешься, то Масленица давала возможность каждому русскому человеку не только наедаться до отвала, но и веселиться на полную катушку.

Поэтому, в отличие от всех церковных праздников, которые обычно отмечают и в европейских странах, Масленица - чисто русский праздник, значение которого очень трудно объяснить человеку иной культуры. Именно об этом - о непонимании между русскими и иностранцами - рассказ отечественной писательницы Тэффи, урожденной Надежды Александровны Лохвицкой.

Назвала свой рассказ Тэффи незатейливо - «Блины». В произведении две части: «Блин» и «Широкая Масленица». Общей темой обеих частей становится любимая народом Масленица. Название первой части объясняется уже в самом начале рассказа. Русские эмигранты в компании итальянцев пытаются объяснить им, что такое блин. Это понятие, абсолютно чуждое для любителей макарон, возникло в контексте разговора о том, чья же страна лучше: «Мы, русские, восторгались Италией. Итальянцы высказывали твердую, ничем несокрушимую уверенность в том, что Россия так же прекрасна».

Тэффи, используя искрометный диалог, с юмором и неподдельной иронией смогла передать все «исключительно приятные вещи», которые герои высказывали друг другу.
Когда вести беседу с прежним пафосом уже не получалось, итальянцы вновь вернулись к идее о том, что Италия все-таки лучше. Русские эмигранты, сразу сплотившиеся от такой несправедливости, решили показать зазнавшимся итальянцам «их настоящее место». И Тэффи со свойственной ей иронией подробно описывает дальнейшую перепалку на тему «Чей язык лучше?», завершившуюся утверждением героини, что в русской азбуке 64 буквы.

Наверняка, каждый русский читатель должен испытать гордость за русский язык, столь богатый и наполненный смыслом. Чтобы как-то сократить затянувшуюся после такого громкого заявления паузу, русские эмигранты с ностальгией вспомнили, что в сейчас, в конце февраля, в России масленица, где пекут блины. Объяснение для иностранцев, что такое блин, становится центральным эпизодом первой части.

Тэффи задается риторическим вопросом: «Как этим шарманщикам объяснить, что такое блин?!» Попытки назвать характерные признаки блина - «с маслом», «со сметаной»», «в них главное - икра» - вызвали еще большее непонимание со стороны итальянцев.

И дальше юмористическая карусель стала раскручиваться просто с неимоверной скоростью. Наличие икры в блинах для иностранцев стало явным признаком рыбы. Тот факт, что блинов съедают много, а потом «хворают», дал возможность итальянцам предположить, что блины «ядовитые», «из растительного царства». Печальным итогом непонимания между героями рассказа стала «глубокая темная пропасть взаимного недоверия и непонимания».

«Добил» всех ответ учителя математики - «человека основательного и серьезного». Назвав тесто «массой из муки с молоком и дрожжами», а сам блин «компактной тягуче-упругой смесью», учитель объяснил, что это сооружение нужно подвергнуть медленному действию огня на железной сфере, покрытой олеиновыми и стеариновыми кислотами, а после ввести «через пищевод в организм человека».

После такого основательного объяснения у итальянцев остался один вопрос: «Зачем всё это нужно?», на который они получили от русских героев не менее простой ответ: «Чтобы весело было!»

Вторая часть рассказа описывает сам праздник, в народе именуемый обычно Широкой Масленицей. Это означает, что праздник касается буквально всех, когда за большим столом собирается множество гостей, а процесс «поглощения» блинов превращается в некий ритуал.

Писательница с юмором описывает, как принято было отмечать этот праздник обжорства на Руси. Сначала томительное ожидание «горяченьких» блинов с кухни, где стоит «чад, густой, маслянистый». За столом разношерстная компания. Тут тебе и неудачник, которому не достается блинов из первой партии просто потому, что сосед успел взять два. Здесь и «блинный враль», распускающий о себе слухи, будто он за раз съедал тридцать два блина. Такая хитрость помогает ему стать центром внимания, чтобы ему первому подавали блины. В результате именно он и обижает хозяев заявлением, что «блины сегодня не совсем так испечены, как следует».

С иронией Тэффи описывает, как после блинов заставляют есть «никому не нужную уху и прочую ерунду», а потом «потащат в гостиную и заставят разговаривать» как раз тогда, когда вас клонит в сон. И вновь с иронией коварная писательница советует не искать какую-то важную причину вашего ухода, а, набравшись наглости, сказать хозяйке, что вы хотите спать. И пока она хлопает глазами, думая, что вы шутник, у героя есть возможность «улизнуть».

Этот веселый рассказ Тэффи не только о непонятном для многих рациональных иностранцев русском характере, но и о русских традициях, отказаться от которых невозможно, даже находясь далеко от родины. Используя традиционный для смешного рассказа набор юмористических средств, писательница умудряется сочетать в нем комическое и трагическое, насмешку над героем и сочувствие к нему, радость и грусть.

По писателю: Тэффи