«Жизнь и воротник», анализ произведения Тэффи

Тема неприятия пошлости, мещанства, обывательщины (в разные периоды времени по-разному именовали стремление к роскоши и комфорту) была одной из главных в ХХ веке. Владимир Маяковский был уверен, что «страшнее Врангеля обывательщины быт», а героиня фильма «Москва слезам не верит» Людмила с презрением высказалась об уехавшей на дачу подруге: «О, уже засосало мещанское болото!»

Не стала исключением в выборе данной темы и русская писательница Тэффи. Ее сборник дореволюционных рассказов «Тонкая психология» (1904-1911 г.г.) был посвящен именно неприятию мещанского быта. Особо можно выделить рассказ «Жизнь и воротник» об Олечке Розовой - «честной жене честного человека». Случайная покупка в Гостином дворе крахмального воротничка «с продернутой в него желтой ленточкой» навсегда изменила жизнь девушки, которая «характер имела тихий, застенчивый», а до роковой покупки «довольствовалась скромной жизнью».

Неслучайно автор не упоминает ни об увлечениях, ни об интересах героини: их просто нет. Жизнь Оленьки скучна и однообразна, и разглядывание витрин Гостиного двора - попытка хоть как-то разнообразить свою скромную жизнь. Роскошный предмет гардероба меняет характер героини настолько, что уже через несколько дней она ввергается в пучину трат и долгов, обстригает волосы, начинает курить и плывет по течению, «которым ловко управлял подлый воротник».

Так главным героем рассказа становится крахмальный воротник, что напоминает фантасмагорию «Нос» Николая Васильевича Гоголя. Так же, как у Гоголя, воротничок становится главнее своей хозяйки, а Олечка, слабея в этой борьбе, ведет уже не свою, а «воротничковую жизнь».

Воротник подчиняет волю героини настолько, что в какой-то момент она испытывает страх. Чтобы продемонстрировать взаимодействие героев, Тэффи использует параллелизм. Олечка все больше и больше теряла силы в борьбе со своим предметом гардероба, а воротник «укреплялся и властвовал». Именно он заставил нигде не бывавшую прежде скромную конторскую служащую отправиться на вечер, где «вел себя развязно до неприличия», заставляя хозяйку вертеть головой направо и налево.
Пошлые ухаживания Олечкиного соседа-студента вызвали в ней бурю негодования, стыд и ужас, но воротник согласился даже на то, чтобы студент проводил ее до дома. Доминирование воротника стало настолько всеобъемлющим, что героиня просто теряется на просторах дальнейшего повествования, и обычная, казалось бы, вещь управляет жизнью Олечки Розовой.

Ведь после «студент с воротником» не только поехали в ресторан и уединились в кабинете, но и «пили ликер, говорили пошлости и целовались». Наутро после измены воротнику еще хватило наглости сказать потрясенному мужу (хотя Олечкина душа и дрожала), что «честная жена» всю ночь «болталась со студентом», а деньги «профукала».

Такого испытания честный муж не вынес и не просто бросил жену, но даже перевелся в другой город. Так печально закончился бунт скромной конторской служащей, спровоцированный крахмальным дамским воротничком, который вскоре потерялся в стирке. После ухода мужа Олечка стала вновь скромной, кроткой, ведь даже слово «омнибус» (так называли в начале ХХ века автобусы) вгоняет ее в краску, потому что созвучно со словом «обнимусь».

Авторское отношение к героине определяется не сразу. В начале рассказа звучит явная ирония, когда Тэффи рассуждает о том, что человек может беспредельно властвовать над вещами, ведь самая невзрачная вещица «вотрется в жизнь, закрутит и перевернет всю судьбу не в ту сторону».

В дальнейшем ирония сменяется откровенным сарказмом: писательница издевательски описывает, что, когда стирался воротник, Олечка рыдала и молилась, только выход все равно не находился. Сарказмом можно считать авторский вопрос, воспринимающийся, правда риторически: «Почему не догадалась она вышвырнуть за окно крахмальную дрянь?»

Объяснение звучит так же издевательски: оказывается, «для нервных и слабосильных людей» (таких, как главная героиня) «некоторые страдания» становятся необходимыми, и эту «сладкую муку» они ни за что не поменяют на «здоровое спокойствие».  Однако в финале своего произведения Тэффи как будто сочувствует оступившейся героине, потерявшей сначала мужа, а потом и виновника всех своих бед - злополучный воротник. Он становится символом не просто женской - человеческой слабости.

Воротник становится символом вещизма - стремления обладать материальными благами, вещами, которые создают физический комфорт, лишая комфорта душевного. Во времена Тэффи это называли мещанством и обывательщиной, сейчас это называют потребительством.  Какое бы слово ни использовалось для названия подобных человеческих слабостей, важно то, что в погоне за материальными благами можно растерять все свои душевные богатства, а это и губительно для всех.
Примечательно, что у произведения получился сказочный финал: воротник был отдан в стирку прачке, где и потерялся. По законам жанра, его новая обладательница (возможно, и сама прачка) испытает те же злоключения, что и прежняя владелица.

Уделяя внимание комической стороне, Тэффи хочет не просто рассмешить, а прежде всего показать всю несуразицу и пустоту того, что некоторые персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.

По писателю: Тэффи