«Через двадцать лет», анализ новеллы О. Генри

История создания

Новелла «Через двадцать лет» была написана в 1904 г. и напечатана в сборнике «Четыре миллиона» (1906).

Литературное направление и жанр

Новелла «Через двадцать лет» - классический образец жанра новеллы – краткой истории, которая родилась из анекдота, в анекдот превратится изложенный кратко сюжет новеллы. Реалистическое направление новеллы выдают реалистические детали, психологизм героев, достоверные факты их биографии. Даже удивительное случайное совпадение в новелле реалистично.

Сюжет и композиция

Новелла начинается прямо с завязки. Постовой полисмен, делая вечерний обход, встречает человека, поджидающего приятеля возле лавки скобяных изделий. Незнакомец рассказал, что двадцать лет назад на этом месте, где раньше стоял ресторан, он договорился с верным другом Джимом Уэлсом встретиться здесь сегодня и уехал на Запад. Джим искал счастья в своём городе. Незнакомец рассказал, как хорошо у него шли дела на Западе.

Через двадцать минут после ухода полицейского пришёл человек, назвавшийся Джимом Уэлсом. Пока оба шли по тёмным улицам, Боб самозабвенно рассказывал историю своей карьеры на Западе, а другой с интересом слушал, пока оба не оказались в свете огней аптекарского магазина.

Кульминация в новелле является и развязкой. Боб понял, что перед ним не Джим. Спутник объявил, что Боб уже 10 минут находится под арестом, и передал ему записку от Джимми. Тот признавался, что он и был тем полицейским, который пришёл на встречу вовремя и, узнав в Бобе преступника, которого разыскивает Чикаго, не смог его арестовать. Полицейский поручил это агенту в штатском.

Проблематика

Основная проблема новеллы философская: в чём состоит счастье? Несмотря на то что новелла занимает неполных 4 страницы, в ней поднимается важная философская и морально-этическая проблема: почему одни люди соглашаются на честное существование, как живет большинство обывателей, 4 миллиона обитателей Нью-Йорка, а другие ищут авантюрных способов разбогатеть. Другая важнейшая проблема – предательство. Может ли быть исполнение долга предательством? О.Генри всецело на стороне полицейского, который даже не помышляет о том, чтобы не поймать верного друга, ставшего преступником, но только с тяжёлым сердцем поручает эту миссию другому.

Герои новеллы

Два друга представляют собой два полюса, два противоположных отношения к жизни: один берёт от жизни всё, живёт в своё удовольствие, а другой довольствуется «синицей в руке», но не нарушает моральных принципов и остаётся душевно спокойным. Каждый из них по-своему счастлив.

Джим Уэлс - 40-летний полисмен. На его участке всё тихо и мирно, потому что он выполняет свою работу хорошо: зорко обходит свой участок. Он образец, типичный представитель блюстителя общественного спокойствия. Внешность полицейского тоже типична: «Рослый, крепкого сложения, с чуть развалистой походкой».

Боб называет друга юности «лучшим товарищем и самым замечательным парнем на свете», отличным малым и считает, что нет товарища вернее и надёжнее. Хотя, с точки зрения Боба, Джимми немного рохля, потому что Джимми считает Нью-Йорк единственным стоящим местом на всём земном шаре.

Долг и моральные принципы оказались для Джима более важными, чем юношеская дружба, хотя выбор дался ему нелегко.

Бобу 38 лет. Он сентиментален и ждёт друга на месте ресторана «Большого Джо Брэди», где 20 лет назад расстались друзья, когда он собрался на Запад. Боб считает, что на Западе ему очень повезло, хотя и пришлось немало поизворачиваться». Очевидно, так Боб называет свои сомнительные или даже преступные дела. Боб получил от Запада всё, чего добивался.

Боб эгоистичен, избалован успехом, рассказывает другу историю своей карьеры, но мало интересуется им. Он подозрителен, присматривается к росту псевдо Джима, сразу расставляет всё по своим местам, сравнивая римский нос Джима с кнопкой агента в штатском.

Боб настолько ценит дружбу, что отмахал не одну тысячу миль для встречи. Когда Боб прочитал записку, у него задрожала вначале твёрдая рука. Эта деталь передаёт эмоции героя, а О.Генри предоставляет читателю самому догадываться, какие.

Художественное своеобразие

О.Генри добивается такого маленького размера произведения, жертвуя любыми словесными украшениями. Зато очень ёмкими становятся детали. Читатель может догадаться о богатстве (и способах его приобретения) по усыпанной бриллиантами крышке часов Боба.

Герои новеллы – антиподы. Они стали таковыми благодаря выбору своей юности: родной Нью-Йорк или авантюрный Запад, жизнь как плавное течение или как бунт. Это противопоставление отражено в метафорах, вложенных в уста Боба: в Нью-Йорке человек сидит, как чурбан, а Запад умеет обтёсывать людей.

Авторская позиция отражена в метких словах. Например, данное другу юности обещание автор называет нелепым. Развязка тоже проявляет авторское отношение, ведь Боб, не выдержавший соблазна лёгких денег, давших ему ощущение счастья, наказан за преступления. Правда неизвестно, сможет ли спокойно спать честный предатель полицейский Джим.

По писателю: О. Генри